Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена обобщению результатов констатирующего эксперимента, проведенного со студентами 3 и 4 курсов педагогического направления обучения «Русский язык и иностранный (английский) языки» Казанского федерального университета в рамках исследования научно-методического наследия выдающегося ученого-лингвометодиста Л.З. Шакировой. Цель эксперимента – определить степень осведомленности студентов о научно-методическом наследии ученого ХХ века в области методики преподавания русского языка, о представлении студентов специфики обучения русскому языку в нерусской аудитории.
Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали наблюдение, анкетирование, обобщение.
Результаты. Выявлены проблемные вопросы, которые следует освещать на лекционных и практических занятиях в вузовском курсе методики преподавания русского языка: реализация принципа учета особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному, специфика обучения русскому языку нерусских, взаимосвязанное обучение русскому и родному языкам в системе школьного языкового образования.
Обсуждение. Эксперимент показал, что внимание к лингвометодическому наследию видного ученого помогает расширить знания студентов и их представления о специфике преподавания русского языка нерусским.
Заключение. Считаем, что данное исследование вносит определенный вклад в область лингводидактики.
ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИКА, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ, УЧАЩИЕСЯ-ТАТАРЫ
Фазлиахметов, И.C. Реализация методических взглядов Л.З. Шакировой в практике обучения русскому языку (по материалам эксперимента) [Текст] / И.C. Фазлиахметов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 168–174. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.17.
1. | Закирьянов, К.З. Сопоставительное исследование разноструктурных языков: лингвометодический аспект [Текст] / К.З. Закирьянов // Российский гуманитарный журнал. Liberat Arts in Russia. – 2015. – Т. 4. – № 2. – С. 224–233. |
2. | Юсупова, З.Ф. Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университетата. – 2015. – № 8. – С. 96–101. |
3. | Nurullina G.M., Yusupova Z.F. (2016), Studying gender at the lessons of Russian language: Symbolic and semantic approaches. Journal of Language and Literature. 7 (3), 124–127. |
4. | Юсупова, З.Ф. К вопросу о принципах построения учебников русского языка как неродного [Текст] / З.Ф. Юсупова // Вестник Челябинского государственного педагогического университетата. – 2016. – № 9. – С. 129–135. |
5. | Fazliakhmetov I.S., Yusupova Z.F. (2016), Linguomethodological heritage of scholars of XX-the century: L.Z.Shakirova. Modern Journal of Language Teaching Methods: Special Issue (December 2016). 130–134. |
6. | Юсупова, З.Ф. Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ и начало ХХ1 в. [Текст]: монография / З.Ф. Юсупова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 162 с. |
7. | Rakhimova D.I., Yusupova Z.F. (2016), Language training of labor migrants: Methodical recommendations for teachers. Journal of Language and Literature. 27 (3), 314–317. |
8. | Nurullina G.M., Yusupova Z.F. (2016), The use of dictionaries in teaching Russian Language to bilingual students. Modern Journal of Language Teaching Methods: Special Issue (December 2016). 92–96. |
9. | Rakhimova D.I, Yusupova Z.F, Korneyeva T.A. (2016), Olympiad in Russian language as a form of bilingual student linguistic development. Journal of Language and Literature. 7 (3), 145–148. |
10. | Kryukova N.I., Zakharova A.N., Dulina G.S., Yusupova Z.F., Belonovskaya I.D., Bogdanova J.N. (2017), Didactic features of pedagogical interaction as the basis of university education. Man in India. 97 (3), 29–41. |
11. | Шакирова, Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе [Текст] / Л.З. Шакирова / под ред. Н.М. Шанского. – Казань: Магариф, 1999. – 280 с. |
12. | Шакирова, Л.З. Обучение русскому языку в татарской школе: теория и практика [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2002. – 191 с. |
13. | Шакирова, Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) [Текст] / Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. – СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. – 351 с. |
14. | Шакирова Л.З. Русский глагол: теория и практика [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2007. – 160 с. |
15. | Шакирова, Л.З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф. 2008. – 271 с. |
16. | Шакирова, Л.З. Русский язык: учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы [Текст] / Л.З. Шакирова. – 5-е изд., перераб. – Казань: Магариф, 2009. – 271 с. |
17. | Шакирова, Л.З. Русский язык: учебник для 10–11 классов татарских средних общеобразовательных школ, педагогических училищ [Текст]: в 2 ч. / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2001. – Ч. 1. – 239 с. |
18. | Шакирова, Л.З. Русская речь: учебное пособие для 10–11 классов гимназий, лицеев, педучилищ [Текст] / Л.З. Шакирова, Л.С. Андреева. – Казань: Магариф, 1993. – 159 с. |