Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.17
УДК: 482(07)
ББК: 81.411.2-9
И.C. Фазлиахметов ORCID
аспирант кафедры русского языка и прикладной лингвистики, Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Реализация методических взглядов Л.З. Шакировой в практике обучения русскому языку (по материалам эксперимента)
Аннотация

Введение. Статья посвящена обобщению результатов констатирующего эксперимента, проведенного со студентами 3 и 4 курсов педагогического направления обучения «Русский язык и иностранный (английский) языки» Казанского федерального университета в рамках исследования научно-методического наследия выдающегося ученого-лингвометодиста Л.З. Шакировой. Цель эксперимента – определить степень осведомленности студентов о научно-методическом наследии ученого ХХ века в области методики преподавания русского языка, о представлении студентов специфики обучения русскому языку в нерусской аудитории.

Материалы и методы. Ведущими методами исследования стали наблюдение, анкетирование, обобщение.

Результаты. Выявлены проблемные вопросы, которые следует освещать на лекционных и практических занятиях в вузовском курсе методики преподавания русского языка: реализация принципа учета особенностей родного языка учащихся при обучении русскому языку как неродному, специфика обучения русскому языку нерусских, взаимосвязанное обучение русскому и родному языкам в системе школьного языкового образования.

Обсуждение. Эксперимент показал, что внимание к лингвометодическому наследию видного ученого помогает расширить знания студентов и их представления о специфике преподавания русского языка нерусским.

Заключение. Считаем, что данное исследование вносит определенный вклад в область лингводидактики.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИНГВОДИДАКТИКА, НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ, КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, ОБУЧАЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НЕРОДНОЙ, УЧАЩИЕСЯ-ТАТАРЫ

Основные положения
– Обобщены результаты констатирующего эксперимента, проведенного в соответствии с поставленными целями и задачами исследования.
– Проанализированы ответы, выявлены пробелы в знаниях студентов в области преподавания русского языка как неродного, в реализации методических идей Л.З. Шакировой в практике обучения русскому языку.
– Предложены методические рекомендации по овладению студентами методикой преподавания русского языка как неродного в аспекте осмысления научно-методического наследия Л.З. Шакировой.
Цитировать публикацию

Фазлиахметов, И.C.  Реализация методических взглядов Л.З. Шакировой в практике обучения русскому языку (по материалам эксперимента) [Текст] / И.C. Фазлиахметов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 168–174. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.17.

Библиографический список
1. Закирьянов, К.З. Сопоставительное исследование разноструктурных языков: лингвометодический аспект [Текст] / К.З. Закирьянов // Российский гуманитарный журнал. Liberat Arts in Russia. – 2015. – Т. 4. – № 2. – С. 224–233.
2. Юсупова, З.Ф. Функционально-семантический аспект изучения имен существительных в обучении русскому языку как неродному [Текст] // Вестник Челябинского государственного педагогического университетата. – 2015. – № 8. – С. 96–101.
3. Nurullina G.M., Yusupova Z.F. (2016), Studying gender at the lessons of Russian language: Symbolic and semantic approaches. Journal of Language and Literature. 7 (3), 124–127.
4. Юсупова, З.Ф. К вопросу о принципах построения учебников русского языка как неродного [Текст] / З.Ф. Юсупова // Вестник Челябинского государственного педагогического университетата. – 2016. – № 9. – С. 129–135.
5. Fazliakhmetov I.S., Yusupova Z.F. (2016), Linguomethodological heritage of scholars of XX-the century: L.Z.Shakirova. Modern Journal of Language Teaching Methods: Special Issue (December 2016). 130–134.
6. Юсупова, З.Ф. Лингвометодические основы обучения русскому языку как неродному в школе: конец ХХ и начало ХХ1 в. [Текст]: монография / З.Ф. Юсупова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 162 с.
7. Rakhimova D.I., Yusupova Z.F. (2016), Language training of labor migrants: Methodical recommendations for teachers. Journal of Language and Literature. 27 (3), 314–317.
8. Nurullina G.M., Yusupova Z.F. (2016), The use of dictionaries in teaching Russian Language to bilingual students. Modern Journal of Language Teaching Methods: Special Issue (December 2016). 92–96.
9. Rakhimova D.I, Yusupova Z.F, Korneyeva T.A. (2016), Olympiad in Russian language as a form of bilingual student linguistic development. Journal of Language and Literature. 7 (3), 145–148.
10. Kryukova N.I., Zakharova A.N., Dulina G.S., Yusupova Z.F., Belonovskaya I.D., Bogdanova J.N. (2017), Didactic features of pedagogical interaction as the basis of university education. Man in India. 97 (3), 29–41.
11. Шакирова, Л.З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе [Текст] / Л.З. Шакирова / под ред. Н.М. Шанского. – Казань: Магариф, 1999. – 280 с.
12.  Шакирова, Л.З. Обучение русскому языку в татарской школе: теория и практика [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2002. – 191 с.
13. Шакирова, Л.З. Методика преподавания русского языка (на материале национальных школ) [Текст] / Л.З. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. – СПб.: Просвещение; Казань: Магариф, 2003. – 351 с.
14. Шакирова Л.З. Русский глагол: теория и практика [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2007. – 160 с.
15. Шакирова, Л.З. Педагогическая лингвистика: концепции и технологии [Текст] / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф. 2008. – 271 с.
16. Шакирова, Л.З. Русский язык: учебник для 5 класса татарской средней общеобразовательной школы [Текст] / Л.З. Шакирова. – 5-е изд., перераб. – Казань: Магариф, 2009. – 271 с.
17. Шакирова, Л.З. Русский язык: учебник для 10–11 классов татарских средних общеобразовательных школ, педагогических училищ [Текст]: в 2 ч. / Л.З. Шакирова. – Казань: Магариф, 2001. – Ч. 1. – 239 с.
18. Шакирова, Л.З. Русская речь: учебное пособие для 10–11 классов гимназий, лицеев, педучилищ [Текст] / Л.З. Шакирова, Л.С. Андреева. – Казань: Магариф, 1993. – 159 с.