Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.14
УДК: 378
ББК: 74.480.267
И.Ф. Медведев ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных дисциплин, Челябинский институт путей сообщения Уральского государственного университета путей сообщения (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Руководство самообразовательной деятельностью студентов с учетом ее специфики и структурных особенностей
Аннотация

Введение. В статье обосновывается социальный запрос на парадигму самообразования ввиду отсутствия оптимальных способов усвоения возросшего потока научно-технической информации и повышения личностной ответственности в овладении профессиональными и полипрофессиональными компетенциями, прежде всего в наукоемких областях производства, а также вследствие расслоения общества по квалификационному признаку.

Материалы и методы. Подчеркивается ведущая роль взаимодействия обучаемого с объектом учебного познания, которая проявляется в самообразовательной деятельности; дается определение самообразовательной деятельности. Конвергенция исследовательских решений состоит в учете многофункциональной роли самообразовательной деятельности, полноты, завершенности и результативности составляющих ее действий. На базе деятельностного подхода в статье представлены основные и вспомогательные самообразовательные действия, их операциональный состав. Имплементацию теоретических выводов в практику высшей школы автор видит в пересмотре учебных планов и образовательных программ, совершенствовании методического обеспечения, сочетании традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, использовании мета- и частных педагогических технологий.

Результаты. Апробация стратегии и тактики руководства самообразовательной деятельностью проведена средствами верификационных методик, в которых критерием оценки стал уровень сформированности самообразовательной компетенции студентов, включающей обученность и обучаемость, опыт и направленность самообразовательной деятельности.

Обсуждение. Педагогический эксперимент, нацеленный на развитие самообразовательной деятельности, выявил рост уровня самообразовательной компетенции студентов. В контрольных группах они демонстрировали преимущественно первый и второй уровни, тогда как у студентов экспериментальных групп самообразовательная компетенция была сформирована на третьем и четвертом уровнях.

Заключение. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности проектируемой методики и перспективах разработки основ самообразовательной деятельности студентов.

Ключевые слова

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ, РУКОВОДСТВО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМ­ПЕТЕНЦИЯ

Основные положения
– Определены специфика и структура самообразовательной деятельности.
– Разработана стратегия автономизации самообразовательной деятельности студентов.
– Выделены уровни самообразовательной компетенции.
Цитировать публикацию

Медведев , И.Ф.  Руководство самообразовательной деятельностью студентов с учетом ее специфики и структурных особенностей [Текст] / И.Ф. Медведев , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 138–148. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.14.

Библиографический список
1. Toffler A. (1980), The Third Wave, Bantam Books Publ.
2. Waks L.J. (2007), The Concept of Fundamental Educational Change. Educational Theory 57 (3), 277–295.
3. Каравай, А.В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования [Текст] / А.В. Каравай // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 123–143.
4. Barr R.D. (1995), From Teaching to Learning. A New Paradigm for Undergraduate Education Change. Change: The Magazine of Higher Learning. 27 (6), 13–25.
5. Stiglitz J. (1999), Knowledge as a global public good. Global Public Goods: International Cooperation in the 21st Century. New York, Oxford University Press. 308–325.
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с.
7. Fuller S. (2000), Thomas Kuhn: A Philosophical History for Our Times, Chicago, University of Chicago Press Publ.
8. Рабочая книга социолога [Текст] / под ред. Г.В. Осипова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1983. – 480 с.
9. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 147 с.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопр. философии. – 1972. – № 12. – С. 129–140.
11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – 320 с.
12. Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
13. Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с.
14. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Кру­тецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с.
15. Ржецкий, Н.Н. Деятельностный подход в дидактике [Текст] / Н.Н. Ржецкий // Сов. педагогика. – 1983. – № 5. – С. 79–81.
16.  Медведев, И.Ф. Профилизация общенаучных дисциплин на основе формирования самообразовательной компетентности [Текст] / И.Ф. Медведев // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. – 2012. – № 4(263). – Серия «Образование. Пед. науки». – Вып. 15. – С. 78–83.
17. Медведев, И.Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной [Текст] / С.А. Днепров, Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 5. – С. 2–6.
18. Медведев, И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура [Текст] / И.Ф. Медведев // Образование и наука. Изв. Урал. отд-я Акад. образования. – 2012. – № 2(91). – С. 32–42.
19. Медведев, И.Ф. Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорож­ного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения [Текст] / И.Ф. Медведев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 99–108.
20. Тулькибаева, Н.Н. Руководство самообразованием студентов [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев. – СПб.: Астерион, 2012. – 359 с.