Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обосновывается социальный запрос на парадигму самообразования ввиду отсутствия оптимальных способов усвоения возросшего потока научно-технической информации и повышения личностной ответственности в овладении профессиональными и полипрофессиональными компетенциями, прежде всего в наукоемких областях производства, а также вследствие расслоения общества по квалификационному признаку.
Материалы и методы. Подчеркивается ведущая роль взаимодействия обучаемого с объектом учебного познания, которая проявляется в самообразовательной деятельности; дается определение самообразовательной деятельности. Конвергенция исследовательских решений состоит в учете многофункциональной роли самообразовательной деятельности, полноты, завершенности и результативности составляющих ее действий. На базе деятельностного подхода в статье представлены основные и вспомогательные самообразовательные действия, их операциональный состав. Имплементацию теоретических выводов в практику высшей школы автор видит в пересмотре учебных планов и образовательных программ, совершенствовании методического обеспечения, сочетании традиционных и инновационных форм организации учебных занятий, использовании мета- и частных педагогических технологий.
Результаты. Апробация стратегии и тактики руководства самообразовательной деятельностью проведена средствами верификационных методик, в которых критерием оценки стал уровень сформированности самообразовательной компетенции студентов, включающей обученность и обучаемость, опыт и направленность самообразовательной деятельности.
Обсуждение. Педагогический эксперимент, нацеленный на развитие самообразовательной деятельности, выявил рост уровня самообразовательной компетенции студентов. В контрольных группах они демонстрировали преимущественно первый и второй уровни, тогда как у студентов экспериментальных групп самообразовательная компетенция была сформирована на третьем и четвертом уровнях.
Заключение. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности проектируемой методики и перспективах разработки основ самообразовательной деятельности студентов.
САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ДЕЙСТВИЯ И ОПЕРАЦИИ, РУКОВОДСТВО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Медведев , И.Ф. Руководство самообразовательной деятельностью студентов с учетом ее специфики и структурных особенностей [Текст] / И.Ф. Медведев , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 1. — С. 138–148. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.14.
1. | Toffler A. (1980), The Third Wave, Bantam Books Publ. |
2. | Waks L.J. (2007), The Concept of Fundamental Educational Change. Educational Theory 57 (3), 277–295. |
3. | Каравай, А.В. Включенность работающих россиян в получение дополнительного профессионального образования [Текст] / А.В. Каравай // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 123–143. |
4. | Barr R.D. (1995), From Teaching to Learning. A New Paradigm for Undergraduate Education Change. Change: The Magazine of Higher Learning. 27 (6), 13–25. |
5. | Stiglitz J. (1999), Knowledge as a global public good. Global Public Goods: International Cooperation in the 21st Century. New York, Oxford University Press. 308–325. |
6. | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. – М.: Омега – Л., 2014. – 134 с. |
7. | Fuller S. (2000), Thomas Kuhn: A Philosophical History for Our Times, Chicago, University of Chicago Press Publ. |
8. | Рабочая книга социолога [Текст] / под ред. Г.В. Осипова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1983. – 480 с. |
9. | Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 147 с. |
10. | Леонтьев, А.Н. Деятельность и сознание [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопр. философии. – 1972. – № 12. – С. 129–140. |
11. | Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 2. – 320 с. |
12. | Кабанова-Меллер, Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение [Текст] / Е.Н. Кабанова-Меллер. – М.: Знание, 1981. – 96 с. |
13. | Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости [Текст] / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 1981. – 200 с. |
14. | Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1972. – 255 с. |
15. | Ржецкий, Н.Н. Деятельностный подход в дидактике [Текст] / Н.Н. Ржецкий // Сов. педагогика. – 1983. – № 5. – С. 79–81. |
16. | Медведев, И.Ф. Профилизация общенаучных дисциплин на основе формирования самообразовательной компетентности [Текст] / И.Ф. Медведев // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. – 2012. – № 4(263). – Серия «Образование. Пед. науки». – Вып. 15. – С. 78–83. |
17. | Медведев, И.Ф. От монопрофессиональной подготовки к полипрофессиональной [Текст] / С.А. Днепров, Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев // Профессиональное образование. Столица. – 2015. – № 5. – С. 2–6. |
18. | Медведев, И.Ф. Концепция самообразования: основные понятия и структура [Текст] / И.Ф. Медведев // Образование и наука. Изв. Урал. отд-я Акад. образования. – 2012. – № 2(91). – С. 32–42. |
19. | Медведев, И.Ф. Самообразовательный компонент подготовки инженеров железнодорожного транспорта и специфика его формирования у студентов заочной формы обучения [Текст] / И.Ф. Медведев // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2011. – № 3. – С. 99–108. |
20. | Тулькибаева, Н.Н. Руководство самообразованием студентов [Текст]: монография / Н.Н. Тулькибаева, И.Ф. Медведев. – СПб.: Астерион, 2012. – 359 с. |