Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1-2018 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.10
УДК: 371.01:4
ББК: 74.202.42:80
О.Г. Ивановская ORCID
кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии, факультет дефектологии и социальной работы, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Семантический резонанс у младших школьников – девочек и мальчиков – в текстовой деятельности
Аннотация

Введение. В современном мире актуальны два подхода к образованию – естественнонаучный и гуманитарный. Естественнонаучный подход ориентирован на получение знаний, умений и навыков, гуманитарный подход даёт возможность эмоционально-ценностного освоения мира. Сочетание этих подходов гармонизирует развитие человека.

Материалы и методы. В текстовой деятельности существуют гендерные различия в понимании и продуцировании различных типов текстов младшими школьниками, которые рассмотрены нами с точки зрения семантического резонанса как момента узнавания, понятности, предпочтительности выбора образов, слов, метафор.

Результаты. Наше исследование показало, что мальчики 6–10 лет преимущественно продуцируют тексты-повествования. Девочки чаще создают тексты-описания.

Обсуждение. Тексты-повествования реализуют соотношение «речь – действительность». Мальчики актуализируют в них предикативный словарь, передают связи и отношения между явлениями действительности. Поэтому мальчики чаще немногословны, используют паралингвистические средства (пантомимику, звуковые жесты и др.). Девочки в текстовой деятельности реализуют соотношение «речь – моё сознание» и используют номинативный словарь.

Заключение. Стратегию мальчиков в текстовой деятельности можно назвать «интенсивной», это «углубление» в суть. Девочки идут по «экстенсивному пути», достигают языковой выразительности, «расширяя» текст за счёт словаря существительных и прилагательных. С возрастом гендерные предпочтения в текстовой деятельности сглаживаются. Задача педагога – развивать возможности ученического понимания и продуцирования разных типов текстов.

 

Ключевые слова

ПОЗНАНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ, ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ТИПЫ ТЕКСТОВ, ТОЧНОСТЬ РЕЧИ, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, СЕМАНТИЧЕСКИЙ РЕЗОНАНС

Основные положения
– Определены подходы к изучению текстовой деятельности младших школьников.
– Изучены данные исследователей естественнонаучного и гуманитарного направлений о текстовой деятельности младших школьников.
– Определены гендерные предпочтения младших школьников при создании текстов-повествований и текстов-описаний.
– Предпринята попытка объяснения гендерных предпочтений младших школьников в текстовой деятельности с точки зрения явления семантического резонанса.
Цитировать публикацию

Ивановская , О.Г.  Семантический резонанс у младших школьников – девочек и мальчиков – в текстовой деятельности [Текст] / О.Г. Ивановская , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1-2018. — С. 97-108. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.10.

Библиографический список
1. Ивановская, О.Г. Семантический резонанс как способ понимания смысла педагогических текстов [Текст] / О.Г. Ивановская // Вестник Новгородского государственного университета. – 2015. – № 5(88). – С. 48–51.
2. Ивановская, О.Г. Педагогика текста и психолингвистика [Текст]: учеб. пособие / О.Г. Ивановская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 160 с. – (Высшее образование. Бакалавриат).
3. Журавлёва, О.Н. Гуманитарная модель современного учебника: проектирование и экспертиза содержания [Текст]: монография / О.Н. Журавлёва. – СПб.: СПбАППО, 2009. – 174 с.
4. Щебланова, Е.И. Психологические проблемы школьной адаптации интеллектуально одарённых подростков [Текст] / Е.И. Щебланова // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 16–27.
5. Браже, Т.Г. Гуманитарная культура взрослых как андрагогическая проблема [Текст]: монография / Т.Г. Браже. – СПб.: СПбАППО, 2008. – 156 с.
6. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: Каро, 2008. – 368 с.
7. Ермолаева, М.Г. Авторская позиция учителя как предмет педагогического исследования [Текст]: монография / М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 148 с.
8. Никишина, В.Б. Структура событийного пространства личности на разных этапах возрастного развития [Текст] / В.Б. Никишина, Е.А. Петраш // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 28–39.
9. Ермолаева, М.Г. Продуктивная самостоятельность учителя и её сопровождение в постдипломном педагогическом образовании [Текст]: монография / М.Г. Ермолаева. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 156 с.
10. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребёнка [Текст]: монография / О.Г. Ивановская [и др.]. – СПб.: Речь, 2006. – 296 с.
11. Кричевский, В.Ю. Монологи об учителе [Текст]: монография / В.Ю. Кричевский. – СПб.: СПбАППО, 2003. – 174 с.
12. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с.
13. Бойков, Д.И. Как учить детей общаться [Текст]: рук. для дет. психолога и логопеда : учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Д.И. Бойков, С.В. Бойкова. – СПб.: СОЮЗ, 2004. – 351 с.: ил.
14. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.
15. Ивановская, О.Г. «Симметричные» тексты как тексты особого вида и синергетические педагогические технологии как способ их углублённого понимания [Текст] / О.Г. Ивановская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2012. – № 1. – Т. 3. Педагогика. – С. 147–160.
16. Ивановская, О.Г. Семантический резонанс у учителей на педагогические тексты, иллюстрирующие профессиональное использование просодических компонентов речи [Текст] / О.Г. Ивановская // Гуманизация образования. – 2016. – № 1. – С. 57–64.
17. Переверзина, О.Ю. Понятийный и исследовательский дискурс проблемы жизненных стратегий личности [Текст] / О.Ю. Переверзина, Ю.В. Синягин // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 149–158.
18. Пинкер, Стивен. Язык как инстинкт [Текст]: пер. с англ. / С. Пинкер. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 456 с.
19. Зирко, А.В. Аутентичные вокализации: поиск голоса внутреннего Я [Текст] / А.В. Зирко, А.Б. Орлов // Вопросы психологии. – 2017. – № 3. – С. 61–70.
20. Ивановская, О.Г. Семантический резонанс и понимание текстов [Текст]: монография / О.Г. Ивановская. – СПб.: Речь, 2011. – 302 с. – С. 109.
21. Белоусов, К.И. Синергетика текста: от структуры к форме [Текст] / К.И. Белоусов. – М.: ЛИБРОКОМ, 2016. – 248 с.
22. Муратова, Е.Ю. Лингвосинергетика поэтического текста [Текст]: монография / Е.Ю. Муратова. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 220 с. – (Научная мысль).
23. Фролова, О.Е. Мир, стоящий за текстом [Текст] / О.Е. Фролова. – М.: ЛКИ, 2012. – 320 с.
24. Винокур, Т.Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения [Текст] / Т.Г. Винокур. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 176 с.
25. Engel S. Stories Children Tell. New York: W.H. Freeman and Company, 1994. 246 p.
26. Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам [Текст] / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 184 с. – Форзац.
27. Кольцова, М.М. Ребёнок учится говорить [Текст] / М.М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
28. Кринчанская, Е.А. Особенности детских письменных текстов различных композиционно-речевых форм [Текст] / Е.А. Кринчанская // Проблемы онтолингвистики: сборник работ молодых исследователей – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. – С. 42–46.
29. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю.Н. Караулов. – М.: ЛКИ, 2010. – 264 с.
30. Ван Гауберген, М. Фатический элемент в ритуальной динамике [Текст] / М. ван Гауберген // Ритуал в языке и коммуникации: сборник статей. – М.: РГГУ, 2013. – С. 225–230.
31. Ивановская, О.Г. Реализация фатической функции в речи учителя на уроке как педагогическая проблема (в зеркале анекдота) [Текст] / О.Г. Ивановская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2011. – № 4. – Т. 3. Педагогика. – С. 136–148.
32. Ивановская, О.Г. Семантический резонанс и понимание текстов [Текст]: монография / О.Г. Ивановская. – СПб.: Речь, 2011. – 302 с.
33. Ивановская, О.Г. Работа с синонимами и антонимами как герменевтический приём в подготовке педагогов [Текст] / О.Г. Ивановская // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 8. – С. 115–119.
34. Ивановская, О.Г. Семантический резонанс у будущих учителей на представление стилей педагогического взаимодействия средствами метафоры [Текст] / О.Г. Ивановская // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 31–38.