Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.05
УДК: 378:008
ББК: 74.480:71.01
Е.В. Гнатышина ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога
Аннотация

Введение. В статье на основе анализа ведущих принципов социокультурного подхода как общенаучной основы педагогического исследования рассмотрены возможности применения данного подхода к проектированию ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры будущего педагога.

Материалы и методы. Социокультурный подход сравнительно недавно появляется в гуманитарных и педагогических исследованиях. Данная методология основана на системном подходе и рассматривает исследуемые явления в контексте единства культуры и социальности, позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на образование и факторные влияния образования на общественные процессы. Ведущие идеи подхода и его специфика определяются интеграцией трех измерений человеческого бытия: человека в его соотношении с обществом, характер культуры и тип социальности. Также нами проанализированы базисные категории социокультурного подхода: 1) личность как носитель взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидуумов; 3) культура как совокупность знаний, ценностей и норм со всеми взаимодействиями внутри ее.

Результаты. На основе анализа теории социокультурного подхода и базисных принципов определены основные положения социокультурного подхода, применимые к проблеме формирования цифровой культуры будущего педагога, а именно: человеческое взаимодействие является простейшим социокультурным явлением, основой социокультурной системы; взаимопроникновение культуры и социальности, согласно этому принципу культура и социальность присутствуют в любой человеческой общности во взаимосвязи и взаимовлиянии; антропосоциетальное соответствие – совместимость личностных, поведенческих особенностей человека и характеристик общественной парадигмы; социокультурный баланс – равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости развития системы взаимодействия человека и общества; социокультурное изменение как фундаментальная характеристика образовательного процесса. В качестве стратегии деятельности по формированию цифровой культуры будущего педагога социокультурный подход позволяет использовать метод «воронка причинности».

Обсуждение. Используя социокультурный подход, мы выстраиваем ценностно-ориентированную концепцию формирования цифровой культуры будущего педагога, под которой понимается сложная, целенаправленная система теоретико-методологических и методико-технологических знаний о ценностных ориентирах процесса формирования цифровой культуры будущего педагога. Мы обосновали, что закономерности формирования данного вида культуры должны быть выявлены на основе принципов социокультурного подхода.

Заключение. Приведенные данные свидетельствуют о том, что социокультурный подход позволяет рассмотреть процесс формирования цифровой культуры как воздействие на органическое единство социальной и культурной сторон педагогической деятельности. Данное единство достигается синтезом социального и культурологического анализа, субъектной и объектной сторон процесса формирования цифровой культуры будущего педагога.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА, ФОРМИРРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА, СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Основные положения
  • Определены специфика и структура цифровой культуры будущего педагога.
  • Представлены возможности социокультурного подхода как общенаучной основы формирования цифровой культуры будущего педагога.
  • Выделены принципы социокультурного подхода, применимые к построению ценностно-ориентированной концепции формирования цифровой культуры будущего педагога.
Цитировать публикацию

Гнатышина , Е.В.  Социокультурный подход как общенаучная основа формирования цифровой культуры будущего педагога [Текст] / Е.В. Гнатышина , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 50–58. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.05.

Библиографический список
  1. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлева, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Русско-Британский Институт Управления, 2010. – 316 с.
  2. Гнатышина, Е.В. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты [Текст] / Е.В. Гнатышина, А.А. Саламатов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 8. – С. 19–24.
  3. Тряпицына, А.П. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования [Текст] / А.П. Тряпицына, С.А. Писарева // Человек и образование. – 2014. – № 3 (40). – С. 4–12.
  4. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст] / П. Сорокин. – Политиздат, 1992. — 543 с.
  5. Лапин, Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры [Текст] / Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 2000. – № 7. – С. 3–12.
  6. Резник, Ю.М. Социокультурный подход к управлению: анализ и конструирование [Текст] / Ю.М. Резник // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2009. – № 4(16). – С. 104–110.
  7. Цирульников, А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода [Текст] / А.М. Цирульников // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 260–275. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-260-275
  8. Цирульников, А.М. Развитие образовательных систем. Методология и методы социокультурного анализа. Часть 1 [Текст] / А.М. Цирульников // Управление образованием: теория и практика.– 2014. – № 4. – С. 29–56.
  9. Цирюльников, А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети [Текст] / А.М. Цирульников // Вопросы образования. – 2010. – № 2. – С. 44–63.
  10. Gnatyshina E. V. (2017), Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed: 12.01.2018).
  11. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Текст] / Н.Л. Соколова // Научный журнал Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. «Цифровая культура». – 2012. – № 3(8). – С. 6–10.
  12. Dolgova V.I., Salamatov A.A., Potapova M.V., Yakovleva N.O., Yakovlev E.V. The research of the personality qualities of future educational psychologists. International Journal of Environmental & Science Education. 2016. VOL. 11. No. 17. P. 10695–10700.
  13. Гнатышина, Е.В. Теоретические аспекты формирования информационной культуры педагога профессионального обучения: монография [Текст] / Е. В. Гнатышина. – Челябинск: ЧГПУ, 2007. – 170 с.
  14. Gordeeva, D.S. (2017), Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation .Espacios, 2017. 38 (56). Avialable at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Accessed: 12.01.2018).
  15. Евплова, Е.В. Методика профессионального обучения: учебно-методическое пособие [Текст] / Е.В. Евплова, Е.В. Гнатышина, И.И. Тубер. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 159 с.
  16. Акулова, О.В. Современная школа: опыт модернизации [Текст]: книга для учителя / под общ. ред. А.П. Тряпицыной / О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 290 с.
  17. Прокудин, Д.Е. «Цифровая культура» vs «Аналоговая культура» [Текст] / Д.Е. Прокудин, Е.Г. Соколов // Вестник СПбГУ. – Сер. 17. – 2013. – Вып. 4. – С. 83–91.
  18. Галкин, Д.В. Digital culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей эпох [Текст] / Н.Л. Соколова // Научный журнал Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии. «Цифровая культура» – 2012. – № 3(8). – С. 11–16.
  19. Тряпицына, А.П. Содержание профессиональной подготовки студентов – будущих учителей к решению задач модернизации общего образования [Текст] / А.П. Тряпицына // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2013. – № 1. – С. 50–61.
  20. Гнатышина, Е.В. Аксиологические основания информационной подготовки в профессиональном образовании [Текст] / Е.В. Гнатышина // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2015. – № 4. – С. 71–77.