Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.20
УДК: 157
ББК: 88.352
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю.Р. Вахитова ORCID
аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М.А. Комарова ORCID
аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.П. Тельцова ORCID
аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Исследование особенностей эмоционального интеллекта людей в ситуации контроля
Аннотация

Введение. Проблему исследования составляют сложность и многокомпонентность эмоциональных состояний личности в ситуации контроля, которые необходимо выявлять с позиций влияния на них эмоционального интеллекта. Поэтому изучение особенностей эмоционального интеллекта является необходимым условием наиболее продуктивной деятельности людей в ситуации контроля. Цель: выявить особенности эмоционального интеллекта личности на совокупной выборке людей разной профессиональной и социальной направленности и показать его влияние на характер психических состояний в ситуации контроля.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам изучения эмоционального интеллекта личности и самочувствия человека в ситуации контроля, а также диагностическая методика – Опросник «Эмоциональный интеллект» Н. Холла; проведена математико-статистическая обработка эмпирических результатов с использованием критерия Вилкоксона.

Результаты. Эмоциональный интеллект является сложным интегративным образованием, которое включает когнитивные, поведенческие, эмоциональные качества, способствующие осознанию, пониманию и регуляции эмоциональных состояний, взаимосвязан с успешностью межличностного взаимодействия и личностного развития. Математико-статистическая обработка полученных эмпирических данных позволила выявить характер влияния эмоционального интеллекта на характер психических состояний личности в ситуации контроля.

Обсуждение. Проведенный анализ доступных отечественных и зарубежных источников также подтверждает влияние эмоционального интеллекта на самочувствие человека в ситуации контроля. Новизна этой работы состоит в том, что исследуемые особенности эмоционального интеллекта выявлены на совокупной выборке людей разной профессиональной и социальной направленности.

Заключение. Сделан вывод о влиянии эмоционального интеллекта на характер психических состояний людей, оказавшихся в ситуации контроля.

Ключевые слова

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ФРУСТРАЦИЯ, РИГИДНОСТЬ, АГРЕССИЯ, ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ СЕССИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СИТУАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Основные положения
– Совокупная выборка людей разной профессиональной и социальной направленности, находившихся в ситуации контроля, не проявляет высокого уровня эмоционального интеллекта.
– Особенности эмоционального интеллекта личности взаимосвязаны с характером психических состояний людей разной профессиональной и социальной направленности, находившимися в ситуации контроля.
Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  Исследование особенностей эмоционального интеллекта людей в ситуации контроля [Текст] / В.И. Долгова, Ю.Р. Вахитова , М.А. Комарова, Е.П. Тельцова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 197–204. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.20.

Библиографический список
1. Aelenei C., Lewis N.A., Oyserman D. (2017), No pain no gain? Social demographic correlates and identity consequences of interpreting experienced difficulty as importance. Contemporary Educational Psychology. 48, 43–55. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2016.08.004
2. Asmolov A.G. (2015), Activity as reality in defining people and activity as a cognitive construct. Activity and the Activity approach to understanding people: The Historical meaning of the Crisis of cultural-activity psychology. Russian education and society. 57(9), 731–756. DOI: 10.1080/10609393.2015.1125706
3. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016), New educational paradigm: existentialism is a humanism. Man in India. 96(10). 4043–4050.
4. Dudina M.N., Dolgova V.I. (2016), The Crisis of upbringing in the Contemporary chronotope: potential solutions. Man in India. 96(10). 3503–3511.
5. Вяткин, Б.А. Теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина: история и современность [Текст] / Б.А. Вяткин, Л.Я. Дорфман // Образование и наука. – 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 145–160. DOI: 10.17223/17267080/58/10
6. Dolgova V.I. (2014), Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs. Advances in gerontology. 4(4). Р. 278– 282. DOI: 10.1134/S2079057014040080
7. Font X., Garay L., Jones S. A (2016), Social Cognitive Theory of sustainability empathy. Original Research Article Annals of Tourism Research. 58, 65–80. Available at: 10.1016/j.annals.2016.02.004
8. Kiverstein J. (2015), Empathy and the responsiveness to social affordances. Original Research Article Consciousness and Cognition. 36, 532–542. DOI: 10.1016/j.concog.2015.05.002
9. Муравьева, О.И. Средовая идентичность: содержание понятия [Текст] / О.И. Муравьева, С.А. Литвина, С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 136–148. DOI: 10.17223/17267080/58/10
10. Lachowicz-Tabaczek K., Bajcar B. (2017), Future self-appraisals and global self-esteem: Who benefits more from thinking about the future, and why? Self and identity. 16(1), 1–20. DOI: 10.1080/15298868.2016.1270850
11. Morrison A.S., Mateen M.A., Brozovich F.A., Zaki J., Goldin P.R., Heimberg R.G., Gross J.J. (2016), Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder. Original Research Article Behaviour Research and Therapy. 87, 232–242. DOI: 10.1016/j.brat.2016.10.005
12. Oyserman D., Destin M., Novin S. (2014), The context-sensitive future self: possible selves motivate in context, not otherwise. Self and identity. 14(2), 173–188. DOI: 10.1080/15298868.2014.965733
13. Rudolph A., Figge L. (2017), Determinants of ecological footprints: What is the role of globalization? Ecological Indicators. 81, 348–361. DOI: 10.1016/j.ecolind.2017.04.060
14. Забродин, Ю.М. Психодиагностика [Текст]: монография / Ю.М. Забродин, В.Э. Пахальян. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 449 c.
15. Кривенко, М.П. Сравнительный анализ процедур регрессионного анализа [Текст] / М.П. Кривенко. Информатика и ее применения. – 2014. – Т. 8. – №. 3. – С. 70–78. DOI: 10.14357/19922264140308
16. Smortchkova J. (2017), Encapsulated social perception of emotional expressions. Original Research Article Consciousness and Cognition. 47, 38–47. DOI: 10.1016/j.concog.2016.09.006
17. Sokol Y., Serper M. (2017), Temporal self-appraisal and continuous identity: associations with depression and hopelessness. Journal of affective disorders. 208, 503–511. DOI: 10.1016/j.jad.2016.10.033 40
18. Vianello M., Schnabl K., Sriram N., Nosek B. (2013), Gender differences in implicit and explicit personality traits. Personality and Individual Differences. 55, 994–999. Available at: http://projectimplicit.net/nosek/papers/VSSN2013.pdf.
19. Berzonsky M.D., Papini D.R. (2014), Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment. Identity. An international journal of theory and research. 14(2), 96–112. Available at: 10.1080/15283488.2013.858228.
20.  Bulfin A. (2017), Popular culture and the “new human condition”: Catastrophe narratives and climate change. Global and Planetary Change. 156, 140–146. Available at: 10.1016/j.gloplacha.2017.03.002.