Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,420

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.22
УДК: 151:371.015
ББК: 88.834.021
М.М. Хатуева ORCID
аспирант кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета (г. Пятигорск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.М. Швалева ORCID
доцент, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета (г. Пятигорск, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Поддержка субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений как условие развития психологического здоровья младших школьников
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность поддержки субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений, влияющих на развитие психологического здоровья младших школьников. Психологическое здоровье и развитие младшего школьника зависит от поддержки и принятия родителями индивидуальности ребенка, его субъектности, поэтому целью данного исследования является анализ проблем поддержки субъектной активности младшего школьника как основы его психологического здоровья.

Материалы и методы. Методы исследования состояли из анализа научно-методической литературы, посвященной проблеме состояния психологического здоровья младшего школьника, детско-родительских отношений, а также психодиагностических методик: опросник Кеттелла 12PF / CPQ, методика изучения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова); методика «Кто Я?» (А.М. Прихожан), тест школьной тревожности Филлипса, тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Результаты. На основе интегративных факторов, объединяющих состояние психологического здоровья младших школьников: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях», было определено влияние поддержки субъектных проявлений личности младших школьников на состояние их психологического здоровья.

Обсуждение. Исследование показало, что развитие субъектности ребенка актуализирует личностный потенциал, самооценку, образ Я, самопринятие, способствует осознанию самого себя, помогает развитию психологического здоровья.

Заключение. Делается вывод, что психологическое здоровье и развитие ребенка как субъекта деятельности будет зависеть от направленности среды развития на его принятие и поддержку, которая осуществляется со стороны родителей.

Ключевые слова

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, СУБЪЕКТНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА И ПРИНЯТИЕ, ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, БЛАГОПОЛУЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Основные положения
– Психологическое здоровье и развитие младшего школьника как субъекта деятельности зависит от направления среды развития школьника на его принятие и поддержку.
– Состояние психологического здоровья младших школьников определяют два интегративных фактора: «самопринятие в ситуациях социального взаимодействия» и «доверие к себе в стрессовых ситуациях».
– Развитию уверенности в своих силах, мотивации достижения способствует активизация зоны ближайшего развития детей во время обучения в школе.
– Развитию субъектности личности младшего школьника, самооценки, образа Я, самопринятия способствует новое знание ребенка о самом себе.
– Актуализация личностного потенциала ребенка помогает справиться с неблагоприятными синдромами развития.
Цитировать публикацию

Хатуева , М.М.  Поддержка субъектных проявлений личности в системе детско-родительских отношений как условие развития психологического здоровья младших школьников [Текст] / М.М. Хатуева , Н.М. Швалева , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 213–223. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.22.

Библиографический список
1. Секач, М.Ф. Психология здоровья [Текст]: учеб. пособие / М.Ф. Секач. – М.: Академический Проект, 2015. – 192 c.
2. Акатов, Л.И. Субъектный подход в психологии [Текст] / Л.И. Акатов [и др.]. – М.: Институт психологии РАН, 2009. – 623 c.
3. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: ПСТГУ, 2013. – 360 c.
4. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья [Текст]: пособие / Ю.Г. Фролова. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 256 c.
5. Бессонова, Ю.В. Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход [Текст] / Ю.В. Бессонова [и др.]. – М.: Ин-т психологии РАН, 2004. – 391 c.
6. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье личности в дошкольном и школьном возрасте [Текст]: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 235 c.
7. Санникова, А.И. Характеристика современной семьи как среды развития ребенка с особыми образовательными потребностями [Электронный ресурс]: электронное учеб. пособие / А.И. Санникова, О.Н. Тверская. – Пермь: ПГГПУ, 2011. – 59 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32108.html – [Дата обращения: 10.02.2018].
8. Метлякова, Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Метлякова. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 330 c.
9. Большунова, Н.Я. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры [Текст]: учеб. пособие / Н.Я. Большунова, М.В. Инчина. – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 232 с.
10. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой [Текст]: учеб. пособие / Т.К. Ким. – М.: Прометей, 2013. – 166 c.
11. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию [Текст] / А.Я. Варга. – М.: Когито-Центр, 2011. – 184 с.
12. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]: учеб. пособие / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 196 с.
13. Вербовская, Е.В. Социально-личностное развитие детей младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Вербовская, Л.В. Филиппова. – Н. Новгород: НГАСУ, 2014. – 291 c.
14. Волкова, Е.Н. Развитие субъектности в онтогенезе в современном социокультурном пространстве образования и семьи [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Волкова [и др.] – Н. Новгород: НГПУ, 2012. – 250 с.
15. Athota S.V., O’Connor P.J., Roberts R.D. (2017), To Punish First and Reward Second: Values Determine How Reward and Punishment Affect Risk-Taking Behavior. The American Journal of Psychology. 130 (3), 303–313.
16. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. — М.: Дашков и К, 2015. — 292 c.
17.  Цикото, Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности [Текст] / Г.В. Цикото. – М.: ПАРАДИГМА, 2014. – 193 c.
18. Тырсиков, Д.В. Развитие субъектности в инновационной школе [Текст]: учеб. пособие / Д.В. Тырсиков. – Пятигорск: ПГЛУ, 2008. – 139 с.
19. Швалева, Н.М. Субъект-центрированная парадигма построения развивающей психологической практики в образовании [Текст] / Н.М. Швалева // Университетские чтения – 2016. – Пятигорск: ПГУ, 2016. – С. 63–68.
20. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 432 с.