Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.21
УДК: 151.7
ББК: 88.834.01
Т.В. Завгородняя ORCID
соискатель кафедры социальной психологии и акмеологии, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева (г. Орел, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования
Аннотация

Введение. Детско-родительские отношения оказывают влияние на все сферы личности ребенка, в том числе и на коммуникативную, где в процессе взаимодействия с родителями возникает определенная фиксация форм взаимодействия на эмоциональной основе, и они, как следствие, переносятся на другие значимые для ребенка ситуации. В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Материалы и методы. Представлено содержание эксперимента, приводится диагностический инструментарий. Полученные данные в ходе исследования влияния детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками подтверждаются методами математической статистики.

Результаты. В результате исследования выявлены дети с высоким и со средним уровнем тревожности, отрицательные стратегии взаимодействия. Установлена зависимость между уровнем тревожности детей старшего дошкольного возраста и нарушениями родительского отношения, дисгармоничными типами процесса воспитания и отрицательными стратегиями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждение. Проведенное эмпирическое исследование позволяет сделать вывод о том, что нарушение родительского отношения по типу «доминирующей гиперпротекции» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками.

Заключение. Нарушения родительского отношения являются значимым фактором, влияющим на проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста и задающим отрицательные стратегии во взаимодействии детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.

Ключевые слова

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, ТРЕВОЖНОСТЬ, ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СВЕРСТНИКИ, СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Основные положения
– Разработана модель эмпирического исследования, позволяющая выявить влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
– На статистически достоверном уровне выявлена связь между детско-родительскими отношениями и особенностями взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
– Экспериментально доказано, что «доминирующая гиперпротекция» в большей степени влияет на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста и задает отрицательные стратегии во взаимодействии со сверстниками.
Цитировать публикацию

Завгородняя , Т.В.  Влияние детско-родительских отношений на особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками: результаты эмпирического исследования [Текст] / Т.В. Завгородняя , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  1. — С. 204–213. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.21.

Библиографический список
  1. Ярошевская, С.В. Родительские и детские репрезентации межличностных отношений: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] / С.В. Ярошевская // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 36–45. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. – [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060204
  2. Авдеева, Н.Н. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ [Текст] / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – C. 97–106.
  3. Жамалетдинова, Г.Р. Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка [Текст] / Г.Р. Жамалетдинова // Молодой ученый. – 2017. – № 41. – С. 146–148.
  4. Авдеева, Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы [Электронный ресурс] / Н.Н. Авдеева // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 7–14.– Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. – [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060201
  5. Смирнова, Е.О. Развитие теории привязанности [Текст] / Е.О. Смирнова, Р. Радева // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 3–12.
  6. Смирнова, Е.О. Генезис общения ребенка от рождения до семи лет в исследованиях сотрудников психологического института [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 2004. – № 2. – С. 54–61.
  7. Репина, Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду [Текст] / Т.А. Репина // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 63–69.
  8. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
  9. Козловская, Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Козловская // Психолог в детском саду. – 2005. – № 4. – С. 85–98.
  10. Рагулина, О.А. Родительские практики, способствующие появлению неврозов у детей [Электронный ресурс] / О.А. Рагулина, А.В. Фокина // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 46–53. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. – [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060205
  11. Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – 448 с.
  12. Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект [Электронный ресурс] / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 15–26. – Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/86611/jmfp_2017_n2.pdf. – [Дата обращения: 27.12.2017]. DOI: 10.17759/jmfp.2017060202
  13. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. – М.: Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  14. Смирнова, Е.О. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте [Текст] / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии. – 1996. – №3. – С. 5–13.
  15. Годовикова, Д.Б. Общение ребенка с взрослым [Текст] / Д.Б. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 5. – С. 42–52.
  16. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст]: пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: Линкас-Пресс, 1997. – 176 с.
  17. Гублер, Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в Медико-биологических исследованиях [Текст] / Е.В. Гублер, А.А. Генкин. – Л.: Медицина, 1973. – 141 с.
  18. Сурьянинова, Т.И. Особенности совместной деятельности младших школьников [Текст] / Т.И. Сурьянинова, Н.В. Смирнов // Вопросы психологии. – 2017. – № 2. – С. 58–66.
  19. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  20. Веракса, Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика – Синтез, 2006. – 144 с.