Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В содержании статьи рассматриваются вопросы, относящиеся к анализу факторов и способов формирования билингвизма у студентов, получающих образование в учебных заведениях педагогического направления; обозначена актуальность данной проблематики; представлены компетенции как результаты обучающего процесса выпускников, будущих учителей. Репрезентируется перечень положений психолингвистики, объясняющих процесс овладения иностранным языком на разных уровнях и усвоения коммуникативно-речевого поведения на иностранном языке, являющимся средством построения профессиональной педагогической межкультурной коммуникации.
Материалы и методы. В качестве материала для исследования использовались учебные программы следующих дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Актуальные проблемы коммуникативного образования», «Психолингвистика», «Педагогическая риторика», «Речевые практики», Русский язык в профессиональной коммуникации», «Теория речевой деятельности», «Деловой английский язык», «Основы делового общения», «Функциональный базис речи», структурирующие универсальные компетенции, которые представляют различные виды вербальной коммуникации и результируют образовательный процесс будущего педагога, а также Федеральный государственный образовательный стандарт. В качестве основных инструментов анализа были применены описательный и дистрибутивный методы, обзор научной и методической литературы.
Результаты. Представлены положения овладения иностранным языком, построения коммуникативно-речевого поведения на нем; акцентируется тезис о том, что развитие различных видов билингвизма у студентов-педагогов детерминирует формирование компетенций, касающихся реализации социального взаимодействия, определения собственной роли в коллективе, усвоения устного и письменного делового коммуницирования на государственном языке РФ и неродном языке, применения различных видов и форм устной и письменной коммуникации на русском, родном и иностранном языках.
Обсуждение. Структурирование билингвизма у студентов педагогических университетов учитывает комплекс целей педагогического общения; ориентируясь на специфику ситуаций общения, необходимо выбрать из всех имеющихся видов билингвизма именно тот, применение которого позволит реализовать эффективную профессиональную коммуникацию и достичь необходимых обучающих, воспитательных и развивающих целей.
Свободное или относительно свободное владение иностранным языком не может потребоваться каждому обучающемуся, в связи с этим от высшего образования ожидается разработка дифференцированного подхода к программам усвоения иностранного языка и речевого поведения в процессе осуществления профессиональной коммуникации студентами разных педагогических профилей оп-ределению технологий, содержание и объема лингвистического и культурологического материала. Необходимым условием образования какого-либо вида билингвизма становится мотивация обучающегося: будущие учителя видят собственную карьеру или в области преподавания дисциплин и создания учебных программ, управления образованием, или в воспитательной деятельности и социальной работе, группового общения по интересам, организации внеурочных ме-роприятий, межкультурного взаимодействия, тьютерского процесса.
Заключение. Актуальность проблем структурирования знаний, умений и навыков билингвизма у будущих педагогов обусловлена экономическим и социально-культурным положением в общест-ве: необходимостью преподавания в иноязычных классах и учебных заведениях, ростом количества учащихся-билингвов, возможностью организации научно-экспериментальной работы и написания статей на иностранном языке, а также повышением собственной квалификации в иностранных образовательных учреждениях. Развивающиеся сферы межкультурной коммуникации, организация учебного и внеурочного процессов с обучающимися-билингвами, реализация деловой коммуникации в образовательно-воспитательном процессе, осуществление окультурации и аккультурации, реализация интегративных процессов в общеобразовательном учреждении, тематика проектирования, которая «работает» на усвоение навыков общения на неродном языке — все это активизирует исследования по формированию билингвизма у студентов педагогических специальностей. Из этого следует, что у обучающихся названного направления необходимо вести систематические занятия, структурирующие в соответствии с требованиями актуальной образовательной ситуации билингвальные умения.
аккультурация; билингвизм; концепт; лингвокультурология; окультурация; профессионально-личностные качества; психолингвистика; речевое поведение педагога; фрейм; язык-посредник
– структурирование у студентов — будущих педагогов-би-лингвов, требует обязательной проверки уровня их знаний, умений и навыков в сфере речевого поведения на том или ином иностранном языке; необходимой ступенью подготовки программ лингвистических учебных дисциплин является определение мотивации изучения иност-ранного языка студентами какой-либо педагогической специальности; немаловажной считается теоретическая проблема содержательного наполнения понятий билингвизма и его типов, билингвальных умений;
– знание типов билингвизма необходимо закладывать как базовое для содержания понятия о билингвальных умений и для оценки уровня билингвизма, который должен быть сформирован у выпускника; по окончании учебного курса студенты овладевают, в основном, перцептивным билингвизмом, хотя генеральной целью обучения иностранному языку является продуктивный билингвизм в профессиональном педагогическом общении;
– при формировании билингвизма у студентов педагогичес-ких специальностей существует необходимость проведения мониторинга ареала сфер использования билингвальных умений в профессионально-педагогической деятельности; для современной образовательной ситуации характерно свойство устойчивого развития билингвальных начальных школ, в которых педагогический состав способен в определенной степени вести образовательно-воспита-тельную работу на каком-либо иностранном языке;
– мотивационный вектор является примарным фактором эффективного структурирования любых типов и видов билингвизма у студентов педагогического направления;
– одним из основных условий, оказывающих влияние на процесс усвоения иностранного языка, считаются личностные психические свойства студента; основными являются свойства восприятия устных и письменных знаков (а именно синестетиком, визуалом или аудиалом является человек); как важные факторы оцениваются языковая память, владение нормами родного языка, развитость навыка связной речи, знание функциональных стилей языка и владение их средствами и жанрами;
– для формирования оптимальной «дорожной карты» усвоения иностранного языка на основе соответствующей мотивации как одним обучающимся, так и группой студентов разработан широкий ареал педагогических технологий и психолингвистических решений, гармонизирующих конфликт между уровнем знания студентами того или иного иностранного языка и требованиями педагогического процесса с иноязычным сегментом;
– деятельностный подход характеризуется как основной, единственно наиболее эффективный в траектории формирования билингвизма у будущих учителей; внимание должно акцентироваться на различных видах речевой деятельности, направленных на работу с текстом как основной коммуникативной единицей (аудирование, чтение, пересказ, комментирование, интерпретация, реферирование и др.).
Никитина, Е. Ю. БИЛИНГВАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ КАК ОБЪЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ [Текст] / Е. Ю. Никитина, А. В. Свиридова, Г. А. Шиганова, Л. П. Юздова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 116-141. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.007.
1. Хроленко А. Т., Бондалетов В. Д. Теория языка : учебное пособие. М. : Флинта; Наука, 2004. – 512 с.
2. Чурилина Л. Н. Актуальные проблемы современной лингвистики : учебное пособие. М : Флинта; Наука, 2016. – 416 с.
3. Чурилина Л. Н. Актуальные проблемы современной лингвистики : учебное пособие. М. : Флинта; Наука, 2016. – 416 с.
4. Чурилина Л. Н. Актуальные проблемы современной лингвистики : учебное пособие. М. : Флинта; Наука», 2016. – 416 с.
5. Карманова Е. В. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий : учебное пособие. М. : ИНФРА, 2020. – 109 с.
6. Никольская И. А. Информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании : учебник. М. : ИНФРА-М, 2020. – 232 с.
7. Макарова Е. А., Макарова Е. Л. Особенности профессионально-ориентированного обучения в компетентностном образовательном пространстве : монография. М. : ИНФРА-М, 2020. – 128 с.
8. Герасимов С. А., Сковородкина И. З. Воспитание толерантности у младших школьников : учебное пособие. М. : ИНФРА, 2020. – 315 с.
9. Коротких О. В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики : монография. М. : ИНФРА, 2020. – 128 с.
10. Никитина Е. Ю., Гиниятуллина Э. Х. Формирование поликультурных умений детей старшего дошкольного возраста средствами иностранного языка : монография. М. : Издательство «Перо», 2017. – 178 с.
11. Губанова Л. В. Психолого-педагогические основы подготовки преподавателей иностранных языков (в условиях работы в неязыковых учебных заведениях) : монография. М. : ИНФРА-М, 2020. – 289 с.
12. Казакова А. М. Формирование вторичной языковой личности в усло-виях билингвизма / Гуманитарное образование : история, традиции, перспекти-вы : сборник научных трудов. Елец, 2017. С. 91–97.
13. Жажева С. А., Жажева Д. Д. Формирование и развитие национально-русского билингвизма — цель обучения русскому языку // Социосфера. 2019. № 38. С. 105–107.
14. Бец М. В. Особенности речемыслительной деятельности билингвальной языковой личности // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 3 (64). С. 356–360.
15. Лосева Н. В., Метельская Л. Н. Опыт экспериментального исследова-ния межъязыковой интерференции в ситуации учебного мультилингвизма // Фило-логия и культура. 2018. № 2 (52). С. 72–81.
16. Чиршева Г. Н. Структурная дифференциация «классических» кодовых переключений в речи детей-билингвов // Актуальные проблемы германистики, ро-манистики и русистики. 2021. № 1. С. 220–225.
17. Чиршева Г. Н., Коровушкин П. В. Детская билингвальная речь : монография. Череповец : Череповецкий государственный университет, 2019. – 217 с.