Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В связи с необходимостью постоянного совершенствования российского образования для усиления его конкурентноспособности необходимо сформулировать позиции, по которым обучающиеся в первую очередь должны совершенствоваться в получении знаний, приобретении умений, становлении навыков. Это те позиции, которые сегодня наиболее востребованы в обществе. Образование, безусловно, должно соответствовать запросам современного общества. Задача сделать образование современным, отвечающим запросам времени, решается практически постоянно в связи с постоянными изменениями в мире, связанными с новыми открытиями в различных областях и их внедрением. Конкурентоспособность Российской Федерации в целом зависит от качества образования его граждан. Функциональная грамотность граждан страны способна гарантировать полноценное развитие России.
Понятие «грамотность» в настоящее время понимается как функциональная категория: это способность человека решать поставленные задачи различного уровня. Функциональная грамотность делает человека профессионалом в определенной области, а также позволяет ему быстро ориентироваться в обстановке и в социальном окружении.
Что такое функциональная грамотность? Для чего необходимо обладать функциональной грамотностью? Как сформировать функциональную грамотность студента педагогического вуза? Эти и некоторые другие вопросы авторы статьи попытались решить.
Материалы и методы. В ходе работы над темой проанализированы дефиниции понятий функциональная грамотность, компетенция, компетентность и другие с целью выявления аспектов их рассмотрения в научной и методической литературе; осуществлена попытка определить пути и особенности формирования функциональной грамотности студентов педагогического вуза. Выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Результаты. Среди факторов функциональной грамотности студента педагогического вуза, будущего педагога, в качестве основных отметим следующие: умение видеть проблемы, возникающие в учебной деятельности, знание методов и приемов их разрешения, способность решать возникающие проблемы; способность к конструктивному межличностному общению, понимание, как предотвратить конфликт, способность к профилактике конфликтов; знание путей, способов самообразования, способность к постоянному самообразованию для повышения профессионализма; навык владения информационно-коммуникационными технологиями (умение выбирать адекватные информационно-коммуникационные технологии; умение презентовать информацию); способность к самоанализу, корректировке собственного поведения с позиции профессионализма; общая грамотность, в частности лингвистическая, математическая и др.
Обсуждение. Современное высшее педагогическое образование ориентировано на формирование и развитие у будущего педагога успешности в профессиональной деятельности. На это ориентированы Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. Среди параметров функциональной грамотности — общая грамотность; информационная грамотность; компьютерная грамотность; коммуникативная грамотность; владение на достаточном уровне иностранным языком; грамотность решения бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность. Эти позиции начинают формироваться у индивидуума в процессе общего образования, а совершенствуются, выходят на новый, более продвинутый уровень в процессе вузовского образования. В процессе работы над общей грамотностью студент овладевает нормами современного русского литературного языка, умением писать сочинение, изложение, реферат, умением отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фразы, подборе слов, написать заявление, заполнить какие-либо бланки, анкеты и т. д. Компьютерная и информационная грамотность предполагает, что студент должен уметь осуществлять поиск информации в интернете, причем поиск как в интернете, так и в фондах библиотеки, средствах массовой информации, используя надежные, авторитетные источники и имена. Особо важна для будущего педагога коммуникативная грамотность: педагог должен уметь работать в команде.
Заключение. Функциональную грамотность педагога необходимо формировать в процессе учебной и практической деятельности планомерно и на постоянной основе. В этом случае студент сможет приобрести способность к компетентному действию по решению профессиональных задач, умение использовать приобретенные знания для решения определенных задач в сфере педагогической деятельности.
функциональная грамотность; студент; педагогический вуз; компетенция; компетентность
– определены такие понятия, как «функциональная грамотность», «общая грамотность» и другие;
– описаны основные проблемы формирования функциональной грамотности у студентов;
– представлены предполагаемые методические аспекты формирования функциональной грамотности у студентов педагогического университета.
Юздова, Л. П. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / Л. П. Юздова, А. А. Милютина, К. А. Звягин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 186-201. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.010.
1. Нажикенова Г. Б., Исмуратова Ж. И. Функциональная грамотность педагога ХIX века // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. № 4-1 (24). С. 77–88.
2. Блинов В. И., Рыкова Е. А., Сергеев И. С. Проблема формирования функциональной грамотности студентов профессиональных образовательных организаций: методологический подход // Среднее профессиональное образование. 2019. № 8. С. 3–9.
3. Иконникова Г. Ю., Лисовская Н. Б., Тужикова Е. С. Проблема цифровиза-ции в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) // Психология
человека в образовании. 2020. Т. 2. № 2. С. 150–156.
4. Неборский Е. В. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4 (69). С. 62–74.
5. Цомаева З. Т. Особенности формирования правовой грамотности у студентов педагогических образовательных учреждений // Вопросы педагогики. 2019. № 12-1. С. 278–283.
6. Антонова Н. А., Шефер О. Р., Лебедева Т. Н. Готовность учителей к организации формирования читательской грамотности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 7. С. 7–23.
7. Шаухалова Р. А. Сущность и структура цифровой культуры студентов университета // Наука и инновации в современном мире : сборник научных статей / научный редактор А. Х. Цечоева. Москва, 2020. С. 86–90.
8. Жаналина Л. Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. № 1 (23). С. 78–81.
9. Белоновская И. Д., Вялых В. В., Неволина В. В. Грамотность как ресурс профессионального саморазвития личности студента медицинского вуза // Казанская наука. 2017. № 2. С. 66–68.
10. Неволина В. В., Воробьев В. К., Белоновская И. Д. Актуальные проблемы управления профессиональным саморазвитием студента вуза // Современные проблемы науки и образования : сетевое издание. 2019. № 2. С. 10–17. DOI: 10.17513/spno.28620. – ISSN 2070-7428.