Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 2 (162) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.002
УДК: 378.937: 151.8
ББК: 74.480.05: 88.4
Е.В. Гнатышина ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.С. Касаткина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.Ю. Немудрая ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.С. Шкитина ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. Процесс поиска эффективных механизмов управления образовательным процессом ведется на всех уровнях системы образования нашей страны, начиная с дошкольного и заканчивая высшим образованием, что, безусловно, отражается в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме формирования критического мышления, а также диагностические методики, включающие наблюдение, описание, беседу, анкетирование, тестирование, методы статистической обработки данных.

Результаты. Создана модель формирования критического мышления студентов педагогического вуза, методологическими основаниями которой являются системный, деятельностный и средовый подходы. Предложенная образовательная модель состоит из целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов, которым соответствует стадия планирования, (функция проектирования), содержательно-деятельностная стадия (организационная функция) и рефлексивно-коррекционная стадия (функция контроля), что позволит сформировать критическое мышление студентов педагогического вуза.

Обсуждение. Подчеркивается, что критическое мышление, являясь необходимым для современного выпускника вуза, в некоторых случаях может быть помехой для алгоритмического усвоения изучаемого материала.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация модели формирования критического мышления студентов будет способствовать развитию конкурентоспособной личности, ориентирующейся в условиях современного образовательного пространства.

Ключевые слова

критическое мышление; формирование критического мышления; формирование критического мышления студентов педагогического вуза; стадии формирования критического мышления; методы и средства формирования критического мышления

Основные положения

– определены особенности процесса формирования критического мышления у студентов педагогического вуза;

– разработана процессная модель формирования критического мышления у студентов педагогического вуза, способствующая созданию условий для организации эффективного учебного процесса;

– представлены различные методы, приемы и средства формирования критического мышления студентов педагогического вуза.

Цитировать публикацию

Гнатышина , Е.В.  ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / Е.В. Гнатышина , Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  2 (162). — С. 21-49. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.002.

Библиографический список

1. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Знание. 2000. – 269 с.

2. Эннис Р. Природа критического мышления: очертания критических взглядов и способностей мышления. М. : Центр «Педагогический поиск», 2011. – 144 с.

3. Федотовская Е. И. Развитие критического мышления как задача высшей школы // Актуальные вопросы практики преподавания иностранных языков. 2003. № 5. С. 282–291.

4. Хаджиева Ф. А. Способы развития критического мышления у подростков // Молодой ученый. 2018. № 19. С. 234–236.

5. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 487 с.

6. Клустер Д. Что такое критическое мышление. М. : ЦГЛ, 2005. – 320 с.

7. Цукерман Г. А., Митина О. В. Диагностика критического мышления // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 15–30.

8. Cortazar K., Nussbaum M., Harcha J., Alvares D., Lopez F., Goni J. & Cabezas V. (2021), “Promoting critical thinking in an online, project-based course”, ELSEVIER, Computers in Human Behavior, vol. 119, 106705. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S074756322100

 

0273 (дата обращения: 02.04.2021). DOI: 10.1016/j.chb.2021.106705.

9. Ugwuozor F. (2021), “Determinants of critical thinking of trainee teachers: A producti9on function approach”, ELSEVIER, Thinking Skills and Creativity, vol. 39, 100765. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/

abs/pii/S187118712030239X (дата обращения: 07.04.2021). DOI: 10.1016/j.tsc.2020.100765.

10. Lu Y. & Wang J. (2021), “Relationships between teacher autonomy, collaboration and critical thinking focused instruction: A cross-national study”, ELSEVIER, International Journal of Educational Research, vol. 106, 101730. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S08830355 2031836X (дата обращения: 07.04.2021). DOI: 10.1016/j.ijer.2020.101730.

11. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приёмов умственной деятельности и умственного развития учащихся. М. : Просвещение. 1968. – 288 с.

12.  Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. М. : Просвещение. 2004. – 175 с.

13. Крайг Г. Психология развития. Спб.: Питер. 2000. – 922 с.

14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия. 2003. – 272 с.

15. Мередит К. С., Стилл Д. Л., Темпл Ч. Как учатся дети : учебное пособие для проекта ЧПКМ. М. : Фокус. 1997. – 547 с.

16. Kaeppel K. (2021), “The influence of collaborative argument mapping on college students’ critical thinking about contentious arguments”, ELSEVIER, Thinking Skills and Creativity, vol. 40, 100809. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S1871187121000249 (дата обращения: 02.04.2021). DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100809.

17. Шурыгина Ю. А., Свечникова Ю. А. Развитие критического мышления как актуальная проблема современного педагогического знания // Педагогическое мастерство : материалы V Международной научной конференции, ноябрь 2014 года. М. : Буки-Веди, 2014. С. 50–52.

18. Подготовка студентов педагогических вузов к управлению образовательным процессом в школе / Н. С. Шкитина [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 3. С. 140–157. DOI: 10.32744/pse.2020.3.11.