Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрена история формирования классического образования на территории Тобольской губернии рубежа XVIII–XIX вв. Отмечается, что на территории позднего освоения русскими в просвещении сибиряков именно светскому образованию была отведена значительная роль. В работе выполнен анализ методов и приемов воспитания и формирования образованной личности в стенах Главного народного училища. Цель статьи — изучить основные проблемы процесса становления и развития сис-темы просвещения в Сибири на примере Главного народного училища конца XVIII – начала XIX века.
Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, обобщение, а также описательный и сопос-тавительный методы; для обоснования выводов применены эмпирические методы исследования: педагогический эксперимент и педагогическое наблюдение.
Результаты. Доказана целесообразность изучения истории классического образования на региональном уровне, что позволит дополнить общую картину формирования системы образования в России.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о становлении системы классического образования Сибири конца XVIII – начала XIX века на основе рукописных и печатных текстов делопроизводства Главного народного училища конца XVIII– начала XIX века г. Тобольск.
Заключение. Сделан вывод о том, что учебно-воспитательная и культурно-просветительская деятельность Главного народного училища рубежа XVIII–XIX веков оказывала значительное влияние на духовно-нравственное воспитание молодого поколения сибиряков, на формирование их целостной личности как будущих хозяев земли сибирской.
система образования; образовательный процесс Тобольской губернии; Главное народное училище конца XVIII– начала XIX века; учебно-воспитательная; культурно-просветительская деятельность
– рассмотрена система организации учебно-воспитательной и культурно-просветительской деятельности Главного народного училища рубежа XVIII–XIX веков;
– изучены основные направления деятельности названного образовательного учреждения Тобольской губернии;
– на примере формирования духовного образования выявлены тенденции в развитии сети учебных заведений в России;
– обоснована важность изучения истории системы классического образования в регионе в рамках научно-исследовательской деятельности студентов.
Выхрыстюк, М. С. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ КОНЦА XVIII–НАЧАЛА XIX ВВ. [Текст] / М. С. Выхрыстюк, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 7-20. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.001.
1. Коновалова Е. Н. Книга Тобольской губернии. 1790–1917 гг. : cводный каталог местных изданий. Новосибирск : Издательство Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук, 2006. – 528 с. – ISBN 5-94560-116-0.
2. Зайцева О. Н. Дидактический материал к курсу «История языка» // Образование в современной школе, 2000. № 11-12. С. 29–32.
3. Копылов А. Н. Очерки культурной жизни Сибири XVII– начала XIX вв. Новосибирск, 1974. – 117 с.
4. Копылов Д. И. Рассказы по истории Тюменского края. Свердловск : Средне-Уральское книжное издательство, 1978. – 94 с.
5. Прибыльский Ю. П. Школа Тюменского края в XVIII-XX веках: к 300-летию сибирской школы. Тобольск : Издательство Тобольского государственного педагогического института им. Д. И. Менделеева, 1998. – 112 с.
6. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири : в 2 кн. Кн. 1 : с 1585–1742. Москва : Издательство «Типография Александра Семена» При Императорской Медико-Хирургической Академии, 1838. – 589 с.
7. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Ново-Николаевск : Сибирское областное государственное издательство, 1923. – 246 с.
8. Адаева О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка // Филологический класс. 2018. № 3 (53). С. 92–99. DOI: 10.26710/fk18-03-14.
9. Баранов М. Т. Исторические комментарии к школьному курсу русского языка // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы. Москва : Дрофа, 1998. С. 55–59.
10. Будаев Э. В. Методические инновации в педагогической метафорологии // Филологический класс. 2018. № 2 (52). С. 88–94. DOI: 10.26710/fk18-02-1.
11. Выхрыстюк М. С., Миронова А. С. Формирование умений жанрово-стилистического анализа текста на занятиях по русскому языку // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019. № 5. С 50–66. DOI: 10.25588/CSPU.2019.53.34.004.
12. Кучина Т. Г. Методы и приемы аналитической работы с произведениями современной русской поэзии в старших классах // Филологический класс. 2019. № 1 (55). С. 108–113. DOI: 10.26170/FK19-01-16 (WoS).
13. Школа Тобольской губернии в XVIII– нач. XX вв. : хрестоматия / сост.: Н. И. Загороднюк, Г. К. Скачкова. Тюмень : Вектор Бук, 2001. – 224 с.