Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Преподавание современного русского языка в педагогическом вузе требует реализации коммуникативного и антропоцентрического подходов к изучению семантики и функционирования языковых единиц.
Включение в содержание данного предмета фразеологического фонда обеспечивает не только знание различных форм выражения составного глагольного сказуемого, но и формирование способности воспринимать идиоэтнический колорит русского национального языка.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы в области русского синтаксиса, систематизация опыта работы, наблюдение, анализ нормативной документации и содержания рабочих программ дисциплины «Современный русский язык».
В данной статье в упражнения для изучения составного глагольного сказуемого включаются примеры использования процессуальных фразеологизмов в художественных текстах. Это представляет многообразие и широкий функциональный потенциал данных единиц.
Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей современного русского языка по изучению синтаксиса, составного глагольного сказуемого на филологическом факультете педагогического вуза. Задания и упражнения направлены на выявление функций и семантики составных глагольных сказуемых с компонентом-процессуальным фразеологизмом. Процессуальный фразеологизм несет не только фактуальную составляющую предикативного центра, но и лингвокультурную информацию, необходимую в конкретном высказывании.
Обсуждение. В статье аргументируется эффективность изучения составного глагольного сказуемого с использованием материалов фразеологического фонда русского языка, поскольку реализуются не только обучающие, но и коммуникативные, общегумани-тарные задачи.
Заключение. Авторы пришли к выводу о том, что система упражнений с использованием фразеологического фонда русского языка будет способствовать формированию коммуникативных умений и навыков современного педагога, изучение глагольных форм на данном материале оправдано требованием развития филологически эрудированной, одарённой личности, ориентирующейся в условиях современной образовательной и культурной среды на национальном уровне.
коммуникативная компетенция; процессуальный фразеологизм; составное глагольное сказуемое; основная часть составного глагольного сказуемого; вспомогательная часть составного глагольного сказуемого
– определены основные этапы изучения составного глагольного сказуемого; предложено авторское видение изучения важнейшей темы в современном лингвистическом образовании студентов бакалавриата;
– представлены функции и семантика процессуальных фразеологизмов в составном глагольном сказуемом, а также представлены типы заданий, направленных на формирование коммуникативной компетенции выпускников педагогического вуза;
– проблема границ языковой единицы определена как одна из основных для изучения составного глагольного сказуемого в вузе.
Казачук, И. Г. ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВНОГО ГЛАГОЛЬНОГО СКАЗУЕМОГО С КОМПОНЕНТОМ — ПРОЦЕССУАЛЬНЫМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОМ [Текст] / И. Г. Казачук, Н. В. Глухих, Т. В. Ковальчук, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 77-105. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.005.
1. Волошина О. А. Современные теории общего синтаксиса — школе // Русский язык. 2009. № 13 (589). URL: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=20
0901302 (дата обращения: 14.04.2021).
2. Селеменева О. А. Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка // Современное образование. 2017. № 2. С. 44–56
3 Лащук О. Р. Русский язык в высшей школе: современные проблемы и методика преподавания // Медиаскоп : электронный научный журнал. 2017. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2350 (дата обращения 14.04.2021).
4. Лагузова Е. Н., Мельникова Е. М. Изучение активных процессов в синтаксисе в школьном курсе русского языка // Филологический класс. 2021. № 1 (26). С. 281–292. DOI: 10.51762/1FK-2021-26-01-24.
5. Шаповалова Т. Е. Глагольный фразеологизм как компонент сказуемого // Полипарадигмальные контексты фразеологии в ХХІ веке : сб. материалов международной научной конференции, 17-19 мая 2018 года. Тула : Издательство: «Тульское производственное полиграфическое объединение», 2018. С. 32–35. ISBN 978-5-6040106-4-8.
6. Соколова А. А. Выражение отношений содействия процессуальными фразеологизмами современного русского языка // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 2 (27). С 109–113.
7. Гаврилова Е. И. Семантический подход к изучению сказуемого в школьном курсе русского языка // Педагогический имидж. 2017. № 4 (37). С. 39–46.
8. Лекант П. А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке :
учеб. пособие для студентов филолог. специальностей пед. ин-тов. М. : Высшая школа, 1976. – 139 с.
9. Усачева Н. Б. Структурные и семантические свойства фразеологизмов с компонентом иметь : дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1998. – 212 с.
10. Усачева Н. Б. Словарное описание фразеологических связок, выражающих эмоциональную оценку действия // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3 (45). С. 372–373.
11. Усачева Н. Б. Фразеологические связки, выражающие необходимость совершения действия // Синтагматика и парадигматика единиц языка : сборник материалов региональной научно-практической конференции. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. С.90–93. ISBN 978-5-4217-0192-7.
12. Усачева Н. Б. Грамматикализация глаголов и процессуальных фразеологизмов // Фразеологические чтения памяти профессора Валентины Андреевны Лебединской. К 70-летию со дня рождения : сборник материалов Международной научной конференции 2–3 марта 2011 года. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та¸ 2011. Вып. 5. С.316–319. ISBN 978-5-4217-0071-5.