Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Эмпатическое понимание является важным фактором, определяющим, как мы общаемся друг с другом, а также личностной характеристикой, которая облегчает способность убеждать других людей принять идею, чувствовать себя определенным образом или следовать определенному курсу действий.
Цель статьи — выявить возможности эмпатических способностей в становлении навыков позитивного взаимодействия в классном коллективе младших школьников.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие учащиеся 9-10 лет в количестве 26 человек. Для определения уровня социально-психологического климата были выбраны опросник «Я — лидер» (Е. С. Федоров, О. В. Еремин) и анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей, адаптированный для детей младшего школьного возраста (В. В. Синявский, В. А. Федорошин). Для выявления специфики эмпатической реакции младших школьников использован опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина). Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей был использован корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты. Полученные результаты показали наличие статистически значимой взаимосвязи между показателями эмпатии и коммуникативных (rs = 0.522), организаторских склонностей (rs = 0.428), лидерских качеств (rs = 0.41), способствующих установлению благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Обсуждение. Статистически подтвержденная взаимосвязь между сформированностью коммуникативных навыков, лидерских качеств и эмпатических проявлений детей, способствующих установлению благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников, является важным фактором создания эмоционально безопасной среды в начальной школе.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о признании важности развития эмпатического понимания младших школьников как предиктора создания благоприятного социально-психологического климата в начальной школе.
эмпатия; коммуникативные навыки; младшие школьники
– эмпатическое понимание является основой для создания благоприятного климата в классе;
– школьный климат является ведущим предиктором эмоциональных и поведенческих проявлений, социальной адаптации младших школьников;
– выявлены статистически достоверные взаимосвязи уровня сформированности эмпатического понимания детей младшего школьного возраста с уровнем их коммуникативных, организаторских склонностей и лидерских качеств.
Волчегорская, Е. Ю. ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ПОЗИТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ [Текст] / Е. Ю. Волчегорская, Ю. В. Гольцева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 263-275. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.014.
1. Riess H. (2017), “The Science of Empathy”, Journal of Patient Experience, vol. 4, no. 2, pp. 74–77.
2. Buber M., (1958), I and Thou, Translated by Ronald Smith G., Scribner, New York, 128 p.
3. Crenshaw D.A. & Mordock, J.B. (2007), Understanding and treating the aggression of children, Jason Aronson; Rowman & Littlefield, Inc., Lanham, Maryland, USA, 312 p. ISBN 978-0-7657-0561-7.
4. Hoffman M.L. (2000), Empathy and moral development: implications for caring and justice, Cambridge University Press, Cambridge, 331 p.
5. O’Ferrall, M.E., Green, A. & Hanna, F. (2010), “Classroom management strategies for difficult students: promoting change through relationships”, Middle School Journal, 41(4), pp. 4–11.
6. Rogers, C. (1983), Freedom to learn for the 80s, Charles E. Merrill Company, Columbus, OH, 312 p.
7. Шепель В. М. Управленческая психология. М. : Экономика, 1984. – 246 с.
8. Ломов Б. Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. М. : Знание, 1978. – 218 с.
9. Brookover W.B., Schweitzer J.H., Schneider J.M., Beady C.H., Flood, P.K. & Wisenbaker J.M. (1978), “Elementary school social climate and school achievement”, American Educational Research Journal, vol. 15, no. 2, pp. 301–318. DOI: 10.3102/00028312015002301.
10. Brand S., Felner R. D., Seitsinger A., Burns A., & Bolton N. (2008), “A large scale study of the assessment of the social environment of middle and secondary schools: the validity and utility of teachers' ratings of school climate, cultural pluralism, and safety problems for understanding school effects and school improvement”, Journal of School Psychology, no. 46 (5), pp. 507–535. DOI: 10.1016/j.jsp.2007.12.001.
11. Roeser R.W., Eccles J.S. & Sameroff A.J. (2000), “School as a context of early adolescents' academic and social-emotional development: a summary of research findings”, The Elementay School Journal, vol. 100, no. 5, pp. 443–471. DOI: 10.1086/499650.
12. Brand S., Felner R., Shim M., Seitsinger A. & Dumas T. (2003), “Middle school improvement and reform: development and validation of a school-level assessment of climate, cultural pluralism, and school safety”,
Journal of Educational Psychology, no. 95 (3), pp. 570-588. DOI: 10.1037/0022-0663.95.3.570.
13. Way N., Reddy R. & Rhodes J. (2007), “Students' perceptions of school climate during the middle school years: associations with trajectories of psychological and behavioral adjustment”, American Journal of Community Psychology, vol. 40, is. 3-4, pp. 194–213. DOI: 10.1007/s10464-007-9143-y.
14. Espelage D.L., Polanin J.R. & Low S.K. (2014), “Teacher and staff perceptions of school environment as predictors of student aggression, victimization, and willingness to intervene in bullying situations”, School Psychology Quarterly, no. 29 (3), pp. 287. DOI: 10.1037/spq0000072.
15. Turner I., Reynolds K.J., Lee E., Subasic E. & Bromhead D. (2014), “Well-being, school climate, and the social identity process: a latent growth model study of bullying perpetration and peer victimization”, School Psychology Quarterly, no. 29 (3), pp. 320–335. DOI: 10.1037/spq0000074.
16. Cohen J., McCabe L., Michelli N.M., & Pickeral T. (2009), “School climate: research, policy, practice, and teacher education”, The Teachers College Record, no. 111, pp. 180–213.
17. Wilson D. (2004), “The interface of school climate and school connectedness and relationships with aggression and victimization”, Journal of School Health, no. 74, pp. 293–299. DOI: 10.1111/j.1746-1561.2004.tb08286.x.
18. Thapa A., Cohen J., Guffey S. & Higgins-D’Alessandro A. (2013), “A review of school climate research”, Review of Educational Research, no. 83, pp. 357–385.
19. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учебно-методическое пособие. Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
20. Фёдоров Е. С., Ерёмин О.В. Шпаргалка вожатого: игры, тесты, методики. М. : Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина, 1994. – 20 с.
21. Психодиагностика персонала: методики и тесты : учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента : в 2-х томах / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М, 2007. Т. 2. – 559 с.