Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматриваются положения, связанные с формированием духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе социального развития детей дошкольного возраста. Социальное развитие детей предполагает формирование ценностного отношения к окружающему природному и рукотворному миру. Определены основные методы и формы работы с детьми по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей в игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в процессе общения и труда в дошкольной образовательной организации с учетом ФГОС дошкольного образования.
Материалы и методы. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, отражающий социальное развитие детей дошкольного возраста, а также диагностические методы, включающие наблюдение, описание, беседу, методы статистической обработки данных.
Результаты. В основе формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста в процессе социального развития нами выделены основные этапы и компоненты: мотивационный этап; деятельностный этап; рефлексивный этап.
Обсуждение. Утверждается, что современное социальное развитие детей дошкольного возраста с учетом ФГОС дошкольного образования предполагает, что решение задач по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей связано не только с приобретением знаний, но и с проявлением ценностного подхода в процессе разных видов детской деятельности.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит в процессе овладения нравственными качествами в разных видах детской деятельности и обеспечивает решение задач познавательного и социального развития с учетом ФГОС дошкольного возраста.
познавательное развитие; духовно-нравственные ценности; социокультурные ценности; нравственные качества, мотивационный этап; формирование духовно-нравственных ценностей; формирование социокультурных ценностей; деятельностный этап; рефлексивный этап
– определены особенности формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей, которые реализуют одну и ту же социальную функцию – подготовки подрастающего поколения к участию в жизни с учетом реализации задач познавательного развития детей;
– раскрыт механизм формирования духовно-нравственных и социокультурных ценностей в процессе познания окружающего мира, связанный с овладением целостной картины мира и приобщением детей дошкольного возраста к накопленному человечеством опыту, приобщению к общечеловеческим ценностям в разных видах деятельности;
– установлено, что формирование духовно-нравственных и социокультурных ценностей осуществляется в процессе реализации задач социального развития детей дошкольного возраста, с учетом выделенных нами основных этапов (мотивационный, деятельностный, рефлексивный).
Галкина, Л. Н. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Л. Н. Галкина, Н. Е. Пермякова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 276-290. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.015.
1. Смуглеева В. А. Современные проблемы формирования духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи // Православие. Наука. Образование. 2018. № 1 (5). С. 90–98.
2. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учебное пособие. Челябинск : Изд-во ИИ-УМЦ »Образование», 2009. – 230 с.
3. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М. : МГУ, 1978. – 118 с.
4. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб. : Питер, 2019. – 464 с.
5. Пуляк О. И. О социокультурном пространстве детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании ребенка // YOUTH FOR SCIENCE 2021 : сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса, 18 февраля 2021 года. Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. С. 400–408.
6. Зырянова С. М., Каратаева Н. А., Киселева Г. М. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие / под ред. С. М. Зыряновой. Сургут, 2019. – 231 с.
7. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. М. : »Карапуз-Дидактика», 2005. –192 с.
8. Пермякова Н. Е.Генезис проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Актуальные проблемы педагогической науки и образования : кол. монография / под ред. проф. Е. Ю.Никитиной. М. : Перо, 2016. С. 136–159. – 186 с.
9. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации : учебно-методическое пособие / под ред. О. В.Дыбиной. М. : Национальный книжный центр, 2015. – 304 с. (Дошкольное образование).
10. Бехтерева Е. Н. Проблема формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста //Актуальные проблемы дошкольного образования : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2020 года. Челябинск, 2020. С 58–64.
11. Попкова С. А. Социально – педагогическая технология гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров : сборник трудов конференции, 31 октября 2016 года. Санкт-Петербург, 2016. С. 95–107.
12. Рычагова И. А. Конспект нравтсвенно-этической беседы «Как жить дружно без ссор» // Наука и образование: новое время. 2016. № 2. С. 557–560.