Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Инклюзивное волонтерство имеет большое значение в современном мире. Практика показывает, что деятельность по его осуществлению и организации требует психологической готовности волонтеров. В настоящем исследовании поставлена цель — изучить самооценку психологической готовности студентов педагогического вуза к организации инклюзивного волонтерства.
Материалы и методы. Исследование было проведено с использованием методов анкетирования и прямого шкалирования. В нем участвовали 96 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».
Результаты. Большинство респондентов полагают, что не обладают необходимым уровнем умений для осуществления и организации волонтерской деятельности в целом и инклюзивного волонтерства в особенности. Вместе с тем, студенты связывают позитивные чувства с инклюзивным волонтерством.
Обсуждение.Когнитивный и поведенческий компоненты психологической готовности к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства, согласно самооценке студентов, сформированы у них недостаточно. Аффективный компонент сформирован на достаточном уровне.
Заключение. Полученные данные говорят о необходимости дополнительной подготовки студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства и волонтерской деятельности в целом.
волонтерство; инклюзивное волонтерство; инклюзивное образование; психологическая готовность к деятельности
– психологическая готовность к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства может быть рассмотрена как вид социальной установки в единстве трех компонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого;
– когнитивный и поведенческий компоненты психологической готовности к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства, согласно самооценке студентов, сформированы у них недостаточно; аффективный компонент сформирован на достаточном уровне;
– обоснована необходимость дополнительной подготовки студентов к осуществлению и организации инклюзивного волонтерства и волонтерской деятельности в целом.
Василенко, Е. А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ВОЛОНТЕРСТВА [Текст] / Е. А. Василенко, А. А. Шабалина, Л.Р. Салаватулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2021. — № 2 (162). — С. 245-262. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.013.
1. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества / ред.-сост.: Л. И. Быстрова, Л. В. Галиханова, Е. В. Крутицкая. М. : РГСУ. 2018. – 99 с.
2. Кривуть М. Л. Роль волонтерского марафона в формировании коммуникативной компетентности педагогов инклюзивного образования // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. № 3. С. 6–11.
3. Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87). С. 191–199.
4. Шарикова Е. С. Опыт, проблемы и перспективы инклюзивного волонтерства в России и за рубежом (сравнительный анализ) // E-Scio. 2021. № 1 (52). С. 536–545.
5. Козырева Ф. Т. Сущность добровольческой деятельности // StudNet. 2020. № 9. С. 81–85.
6. Marková A. (2018), “The “inclusive volunteering” phenomenon: Research into the volunteering of people with disabilities”, Kontakt, vol. 20, is. 1, pp. e48–e56.
7. Буслаева М. Е. Подготовка студенческой молодежи к организации волонтерской деятельности с детьми с ОВЗ // Научные исследования. 2016. № 10 (11). С. 87–90.
8. Дзидзоева С. М. К вопросу комплексной профессиональной подготовки организатора волонтерского движения для работы с детьми ОВЗ в условиях педвуза // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. № 12. С. 69–74.
9. Мартынова Т. Н., Гавло Е. А., Цвеклинская К. А. Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 153–159.
10. Полторацкая Н. Л., Репина Г. А., Веселовский К. О. Социально-педагогическое сопровождение профессионального образования лиц с ОВЗ в ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 69–80.
11. Baimenova B., Bekova Zh. & Zhubakova S. (2015), “Psychological Readiness of Future Educational Psychologists for the Work with Children in the Conditions of Inclusive Education”, Procedia-Social and Behavioral Sciences, vol. 205, pp. 577–583.
12. Губанова М. И., Максимова Н. А. Готовность педагогических работников профессиональных образовательных организаций к осуществлению инклюзивного образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 3 (31). С. 108–114.
13. Хитрюк В. В. Инклюзивная готовность педагога: мотивационно-ко-нативный компонент // Веснік МДПУ імя І. П. Шамякіна. 2015. № 1 (45). С. 98–103.
14. Гордеева С. С. Сущность и структура социальной установки в социологии и социальной психологии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 3 (27). С. 135–140.
15. Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности // Сибирский психологический журнал. 2007. № 25. С. 186–190.