Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 2 (162) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.011
УДК: 37.032 : 373.24
ББК: 74.14
Е. Н. Бехтерева ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Б. Быстрай ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Б. А. Артеменко ORCID
Доцент, кандидат биологических наук, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО РЕБЁНКА
Аннотация

Введение. На современном этапе социально-политического развития российского общества актуальной является проблема воспитания активной, инициативной, самостоятельной и ответственной личности, данные качества которой делают возможным ее жизнедеятельность в современном социуме. Начинать процесс воспитания необходимо уже с дошкольного возраста, так как дети активно ассимилируют социально-педагогическое воздействие взрослых.

В статье представлены результаты работы по формированию ответственности у детей старшего дошкольного возраста в образова-

тельном процессе дошкольной образовательной организации.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются эмпирические (беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование), интерпретационные (количественного и качественного анализа, методы математической обработки данных).

В исследовании участвовали 376 детей, 28 педагогов дошкольных образовательных организаций г. Челябинск.

Результаты. Процесс формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста осуществлялся в три этапа: формирование представлений и мотивации выполняемой деятельности; становление практических навыков ответственного поведения; осознанное самостоятельное использование накопленного опыта ответственного поведения в процессе собственной деятельности. Авторы детализировали используемые в процессе экспериментальной работы педагогические технологии: создание проблемных ситуаций, построение задачи из проблемы, технология «Неоконченный рассказ» и др.

Внедрение разработанных педагогических технологий в практику дошкольных образовательных организаций позволит педагогам-практикам в значительной мере повысить уровень сформированности ответственности детей старшего дошкольного возраста.

Обсуждение. Проведенная авторами диагностика уровня сформированности ответственности детей старшего дошкольного возраста согласно разработанным критериям и показателям продемонстрировала значительное увеличение количества дошкольников, находящихся на инициативно-ответственном и исполнительно-ответственном уровнях.

Заключение. Результаты проведенного педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что в процессе применения педагогических технологий формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста, происходящего в три этапа, повысился уровень сформированности ответственности как личностно-значимого качества.

Ключевые слова

дошкольная образовательная организация; дети дошкольного возраста; педагогические технологии; формирование ответственности; воспитание личности

Основные положения

– разработаны основные этапы формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста;

– разработаны и апробированы педагогические технологии формирования вышеназванного качества.

Цитировать публикацию

Бехтерева, Е. Н.  ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНО-ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО РЕБЁНКА [Текст] / Е. Н. Бехтерева, Е. Б. Быстрай, Б. А. Артеменко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  2 (162). — С. 202-223. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.011.

Библиографический список

1. Данькова (Бехтерева) Е. Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. – 166 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : утвержден приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 400 с. (Мастера психологии).

4. Борисова З. П. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ленинград, 1963. – 25 с.

5. Газизова Ф. С., Бадретдинова Г. Г. Формирование самостоятельности и ответственности у детей старшего дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2019. № 4-2. С. 64–67.

6. Горбачева В. А. Формирование поведения детей в детском саду. Москва : АПН РСФСР, 1957. – 160 с.

7. Дементий Л. И., Гроголева О. Ю. Взаимосвязь между уровнем ответственности и эмоциональным отношением ребенка к требованиям родителей // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2017. № 6. С. 118–119.

8. Дементий Л. И., Гроголева О. Ю. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 562–564.

9. Жданова Н. Е. Исследование ответственности дошкольников в контексте родительского отношения // Глобальный научный потенциал. 2019. № 10. С. 59–61.

10. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. Москва : Изд-во Academia, 2009. – 640 с.

11. Coles R. (2000), The Moral Life of Childre, Publisher Atlantic Monthly Press, New York, 320 p.

12. Gibbs J. C. (2019), Moral Development and Reality: Beyond The Theories Of Kohlberg, Hoffman, And Haidt, Publisher Oxford University Press, Oxford, 4rd edition, 424 p.

13. Kohlberg L. (1981), The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice (Essays on Moral Development, Vol. 1), Publisher Harper & Row, New York, 441 p.

14. Kohlberg L. (1984), The Philosophy of Moral Development: Moral Stages and the Idea of Justice (Essays on Moral Development), 2, Publisher Harper & Row, New York, 729 p.

15. Piaget J. (1997), The Moral Judgment of the Child, Publisher Free Press, New York, 416 p.

16. Rotter J. B. (1972), Applications of a social learning theory of personality, Publisher Holt, Rinehart and Winston, New York, 624 p.

17. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. Москва : Педагогика, 1984. – 144 с.

18. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сборник научных трудов. Москва : АПН СССР, 1988. С. 110–128.

19. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. Москва : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.

20. Найн А. Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам. Челябинск : Изд-во Уральского государственного университета физической культуры, 2000. – 187 с.

21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учеб.пособие. Москва : Народное образование, 1998. – 256 с.

22. Муравьева Г. Е. Стратегии проектирования образовательного процесса // Школьные технологии. 2002. № 6. С. 124–131.