Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2021 № 2 (162) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.012
УДК: 151.7
ББК: 88.834
Н. В. Бутенко ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Н. Богачев ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема позитивной социализации в контексте онтогенеза психологии детского развития в социально-культурном пространстве. Цель статьи — теоретически обосновать и раскрыть механизмы социализации и социального развития ребёнка в процессе усвоения социокультурного опыта, в социальной ситуации как периода динамических изменений, в результате которых приобретаются новые психические качества личности и поведенческие нормы.

Материалы и методы. Основными диагностическими методами исследования являются: опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина), карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова), методика «Лабиринт» (Л. А. Венгер).

Результаты. Выявлены основные механизмы социализации в дошкольном возрасте, согласно которым сфера приобщения детей к социальной действительности должна быть соотносима с возрастными возможностями, близка естественным интересам и социальному опыту ребёнка.

Обсуждение. Утверждается, что в психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте обусловлено социальной ситуацией как конкретной формой значимых для него возникающих отношений в разные периоды детской жизни, которая определяет целостное становление личности с новыми психическими свойствами и качествами.

Заключение. Делается вывод о том, что процесс социализации в дошкольном возрасте направлен на усвоение и активное воспроизводство социального опыта, осуществляемого в активном общении и деятельности путём «вхождения» ребёнка в социальную среду, в систему социальных связей для преобразования личностного опыта в собственные установки, ценности, ориентации и поведение.

Ключевые слова

социализация; социальная ситуация; социальное развитие; факторы социального развития; социальный опыт; психологические механизмы; дети дошкольного возраста

Основные положения

– определены факторы, оказывающие влияние на «вхождение» ребёнка в мир социальных отношений, становление базиса личностной культуры и социокультурного совершенства;

– раскрыты психологические механизмы социализации: подражания, эмоционального «заражения», нормативной регуляции, идентичности, идентификации, обособления, интериоризации, рефлексии, самооценки, культуротворчества, благодаря которым происходит успешная интеграция личности в общество;

– установлено, что процесс социального развития детей дошкольного возраста направлен на становление собственного отношения к миру, к другим людям, к самому себе; социальный опыт ребёнка является результатом усвоения общественного опыта и культурных ценностей, постепенно трансформирующихся в личные достижения.

Цитировать публикацию

Бутенко, Н. В.  ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТИВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Н. В. Бутенко, Е. Ю. Никитина, А. Н. Богачев, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2021. — №  2 (162). — С. 224-244. — DOI: 10.25588/CSPU.2021.162.2.012.

Библиографический список

1. Барболин М. П. Социализация личности: методология, теория, практика. СПб. : Петрополис, 2008. – 372 c.

2. Вариативность и цикличность глобального социального развития человечества : монография / В. И. Якунин [и др.]. М. : Научный эксперт, 2009. – 464 c.

3. Калашникова Е. М. Личность и общность (Проблема идентификации). Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 1997. С. 16–19.

4. Ковалева А. И., Богданова В. В. Траектории социализации : монография. М. : Московский гуманитарный университет, 2012. – 184 c.

5. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве – времени Детства. М. : Моск. Психол.-соц. ин-т ; Флинта, 1997. С. 45–50.

6. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2009. – 209 с.

7. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учеб. пособие. Челябинск : Образование, 2009. – 230 с.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия, 1987. 1249 c.

9. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации : монография. М. : Московский педагогический государственный университет, 2016. – 248 c.

10. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры : монография / под ред. М. Г. Ярошевского. М. : Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 512 с.

11. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» / науч. рук. Л. Г. Петерсон ; под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016. – 336 с.

12. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Москва, 1994. – 78 с.

13. Коломийченко Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования : монография. Пермь : ПГПУ, 2008. – 154 с.

14. Мухина В. С. Возрастная психология. Феменология развития : учебник для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009. – 640 с.

15. Ильин В. А. Психологическая теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе : автореф. дис. … докт. психол. наук. Москва, 2009. – 59 с.

16. Психология человека от рождения до смерти / под общей ред. А. А. Реана. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. (Психологическая энциклопедия).

17. Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика : учебное пособие. М. : КНОРУС, 2012. – 496 с.

18. Бутенко Н. В., Черушева Н. В. Культурные практики ребёнка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности // Вестник Че-лябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 20–24.

19. Захарова Л. М., Пурскалова Ю. В. Социокультурное развитие детей дошкольного возраста в современном мире: аналитико-моделирующий аспект : монография. Ульяновск : Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2015. – 63 c.