Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается понятие медиаграмотности будущего учителя иностранного языка и обосновывается ее выделение в качестве состав-ляющей функциональной грамотности. Анализируется структура и содержание медиаграмотности будущего учителя иностранного языка и этапы ее развития.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение и рефлексия педагогической практики по развитию медиаграмотности будущего учителя иностранного языка. Проведен педагогический эксперимент, в процессе которого использовалось анкетирование, применялись анализ результатов, полученных в ходе проведения педагогической практики студентов педвуза, опросы, методы математической статистики при обработке итоговых данных.
Результаты. Уточнено понятие медиаграмотности будущего учителя иностранного языка, выявлен ее компонентный состав и содержание. Доказана необходимость развития у студента педагогического вуза способности к потреблению медиаинформации.
Обсуждение. Интеграция иноязычного образования и профессионально ориентированного медиаобразования в подготовке будущего учителя иностранного языка позволяет сформировать личность учителя, готового к эффективному социальному и профессиональному функционированию с учетом требований пос-тоянно развивающегося медиапространства. Результаты проведенного исследования углубляют научное представление о профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка. Теоретические выводы носят обобщенный характер и могут быть использованы для дальнейшего расширения проблемного поля исследований подготовки будущих педагогов в образовательном процессе высших учебных заведений.
Заключение. Делается вывод о том, что медиаграмотность будущего учителя иностранного языка развивается в педагогическом вузе непрерывно, при этом только на уровне магистратуры у студента формируются умения, необходимые для осуществления медиаобразования обучающихся в школе. Выявленные компоненты медиаграмотности позволяют поэтапно повышать уровень готовности будущего учителя иностранного языка к потреблению медиаинформации и реализуют всё усложняющиеся цели по структурированию студентами знаний, умений и навыков в области иноязычного образования посредством его специально организованного освоения.
будущий учитель иностранного языка; педагогический вуз; профессиональное образование; иноязычная подготовка; функциональная грамотность; медиаграмотность
– медиаграмотность будущего учителя иностранного языка является неотъемлемой частью его функциональной грамотности;
– медиаграмотность будущего учителя иностранного языка определяется как умение адекватно понимать, оценивать и создавать иноязычные медиатексты.
– структура медиаграмотности будущего учителя иностранного языка представлена следующими компонентами: когнитивным, информационным, аналитико-рефлексивным, операционно-деятельностным и компонентом медиабезопасности;
– развитие медиаграмотности будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе осуществляется на уровнях бакалавриата и магистратуры за счет интеграции медиазнаний и медиаумений, формируемых в процессе изучения дисциплин языкового цикла и специальных медиадисциплин.
Афанасьева, О. Ю. МЕДИАГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / О. Ю. Афанасьева, Е. Ю. Никитина, М. Г. Федотова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 2 (168). — С. 22-35. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.002.
1. Чигишева О. П., Солтовец Е. М., Бондаренко А. В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования // Мир науки. 2017. Т. 5, № 4. 45PDMN417. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PDMN417.pdf (дата обращения: 03.03.2022).
2. Стернин И.А. Медиаграмотность в структуре грамотности современного человека // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2013, № 2, С. 209–211.
3. Массовое медиаобразование в странах СНГ : монография / Федоров А. В. [и др.]. Москва : ОД «Информация для всех», 2020. – 273 с.
4. Нурмагомедова Н. Х., Магомедова З. З. Практика формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров в условиях педвуза // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 5 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-formirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-buduschih-bakalavrov-v-usloviyah-pedvuza (дата обращения: 03.03.2022).
5. Иванов В. В. Подготовка будущего педагога к обеспечению информацион-ной безопасности учебного процесса в школе // Медийно-информационная грамотность современного педагога : материалы Всероссийской научно-практической кон-ференции, 30–31 октября 2018 г. : в 3-х ч. / Оренбургский государственный педагогический университет. Оренбург : Изд-во «Оренбургская книга», 2018. Ч. 3. С. 229–232.
6. Никитина Е. Ю., Милютина А. А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка. М. : Изд-во «Перо», 2016. – 202 с.
7. Милютина А. А. Лингводидактический подход в формировании медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс] // Universum: Филология и искусствоведение. 2017. № 6 (40). URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/category/6-41 (дата обращения: 03.03.2022).