Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрены приемы изучения семантических изменений самой субъективной части речи в русском языке – междометия — на занятиях по русскому языку в современном вузе. Цель статьи — представить возможности и результаты продуктивной работы со студентами на уроках русского языка по изучению семантики русских междометий, обосновать эффективность использования данных корпусной лингвистики и показать пользу ее применения в формировании исследовательской компетенции студентов.
Материалы и методы. При изучении и описании материала использовались общетеоретические методы исследования: синтез, анализ, сопоставление, обобщение, а также описательный метод. Для обоснования выводов и получения объективных результатов научного исследования применены квантитативные методы и компонентный анализ лексического значения. При реализации на практике теоретических положений проведен педагогический эксперимент и осуществлено педагогическое наблюдение.
Результаты. В статье представлены результаты анализа семантических и стилистических изменений частотных русских междометий на протяжении нескольких веков. Обобщены результаты работы по изучению семантики в аспекте корпусной лингвистики на занятиях по русскому языку как родному и неродному в высшей школе. Доказано, что исследовательская компетенция студентов развивается при выполнении заданий, а сами обучающиеся получают новый инструментарий для выполнения других аналитических работ.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о путях освоения студентами современных закономерностей в развитии семантики междометий в разных стилях и жанрах русских текстов. Анализ научных работ по проблеме теории междометия и способов его изучения подтвердил высокую актуальность, научную новизну и лингводидактический потенциал заявленной темы.
Заключение. Сделан вывод о том, что знакомство студентов с технологией работы в корпусной лингвистике значительно обогащает их исследовательские навыки, входящие в исследовательскую компетенцию каждого обучающегося в педагогическом университете. Использование современных технических средств показывает привлекательные и востребованные грани научного знания, что способствует заинтересованности студентов и стимулирует их творческое мышление.
исследовательская компетенция; методика обучения русскому языку; семантика междометия; педвуз; будущий учитель
– рассмотрена проблема формирования у студентов исследовательской компетенции с помощью новейших технологических инструментов лингвистики;
– проведена практическая работа по знакомству студентов с современными инструментами исследования;
– отмечен факт, что для многих студентов поисковая работа стала первым научным опытом, облегчающим практическую работу не только в рамках локального предмета или занятия, но и обучения лингвистическим дисциплинам, а также создания ситуаций эффективного общения для иностранных студентов.
Миронова, А. А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМАНТИКИ РУССКИХ МЕЖДОМЕТИЙ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ [Текст] / А. А. Миронова, И. А. Чуносова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 2 (168). — С. 153-167. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.009.
1. Дмитриева Д. Д. К вопросу о междометных предложениях во французском языке // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 4 (25). С. 47–50.
2. Исянгулова Г. А. Междометия в современном башкирском литературном языке (структурный, лексико-семантический и синтаксический аспекты). Уфа : РИЦ Башкирского государственного университета, 2015. – 156 с.
3. Шатилова Л. М., Ануфриева Е. И. Сравнительная характеристика междометий в немецком и русском языках // Вопросы теории и практики. 2018. № 8 (86), Ч. 2. C. 407–410. (Филологические науки). DOI 10.30853/filnauki.2018-8-2.42.
4. Шкапенко Т. М. Основы интеракционально-прагматической теории междометия Калининград : Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2017. –166 с. ISBN 978-5-9971-0462-7
5. Зализняк А. А., Падучева Е. В. Опыт семантического анализа русских дискурсивных слов: пожалуй, никак, все-таки // Russian Journal of Linguistics. 2018. Т. 22, № 3. C. 628–652. DOI 10.22363/2312-9182-2018-22-3-628-652.
6. Копотев М. В. О некоторых следствиях корпусной лингвистики для общей теории языка // Филологический класс. 2021. Том 26, № 2. С. 90–102. DOI 10.51762/1FK-2021-26-02-07.
7. Качинская И. Б., Сичинава Д. В. О корпусе диалектных текстов в национальном корпусе русского языка // Вопросы лексикографии. 2017. № 11. С. 71–82. DOI 10.17223/22274200/11/5.