Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 2 (168) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.007
УДК: 378.937 : 681.14
ББК: 74.480.268 : 32.973
А. Л. Королев ORCID
Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Б. Паршукова ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. В статье обоснован способ повышения эффективности преподавания, заключающийся в использовании мультимедийных средств совместно с компьютерным моделированием. Использование презентационных, графических материалов повышает наглядность, однако, на наш взгляд, имеются и другие способы повышения эффективности преподавания, которые обсуждаются в педагогической среде, но тем не менее пока не применяются широко.  

Материалы и методы. Методами исследования является анализ результатов деятельности педагогов-практиков, которые затрагивали проблему повышения эффективности преподавания за счет использования исследовательской деятельности с компьютерными моделями и мультимедиа обучением. Собственные наблюдения за процессом освоения знаний студентами по учебным дисциплинам с применением технологий мультимедийного обучения и компьютерного моделирования, их анализ, также легли в основу данного исследования.

Результаты. Использование компьютерных моделей в качестве демонст-раций на учебных занятиях в сочетании с мультимедиа средствами положительно повлияли на качество знаний студентов, о чем свидетельствуют результаты рейтинговой системы оценки результатов обучения у студентов, наблюдаемы в динамике в течение нескольких лет. Описана важность соблюдения последовательнос-ти этапов моделирования и проработки исследовательских вопросов со студентами с целью глубокого освоения содержания учебного занятия.

Обсуждение. В статье констатируется, что повышение эффективности обучения может осуществляться за счет внедрения мультимедийного обучения с применением демонстрации компьютерных моделей. Применение коллективного обсуждения поставленных задач при моделировании и результатов модельных экспериментов закрепляет полученные знания и умения.

Заключение. Для эффективности обучения целесообразно переходить к активным методам, в качестве которых целесообразно сочетание мультимедийных средств, включающих использование компьютерного моделирования. 

Ключевые слова

компьютерное моделирование; учебно-исследовательская деятельность; мультимедийное обучение

Основные положения

–  выявлена важность использования компьютерных моделей и мультимедийного обучения для повышения эффективности процесса обучения;

– обоснованы подходы к созданию компьютерных моделей в концепции «моделирование без программирования», позволяющие широко применять моделирование педагогами в различных предметных областях;

– показаны примеры использования исследовательских задач с компьютерными моделями, которые можно обсудить совместно со студентами.

Цитировать публикацию

Королев, А. Л.  МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ОБУЧЕНИЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗЕ [Текст] / А. Л. Королев, Н. Б. Паршукова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  2 (168). — С. 114-139. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.007.

Библиографический список

1. Дмитриева И. Ю. Роль средств визуализации в современном процессе обучения // Создание искусственного иноязычного окружения как один из факторов активизации учебной деятельности : материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), 29 октября 2020 года / под редакцией А. В. Набирухиной. Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. С. 39–45.

2. Катханова Ю. Ф., Корзинова Е. И., Игнатьев С. Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (228). С. 51–59. (Серия 3: Педагогика и психология).

3. Перминов Е. А., Тестов В. А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений  // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 9–30.

4 .Скафа Е. И., Королев М. Е. Виртуальная лаборатория как система управления обучением математическому и компьютерному моделированию будущих инженеров // Педагогическая информатика. 2022. № 1. С. 30–40.

5. Сидорова Л. В., Саланкова С. Е. Образовательное мультимедиа и методические особенности обучения его разработке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26242 (дата обращения: 10.03.2022).

6. Романишина Н. В. Пути модернизации классической лекции в условиях современного педагогического университета // Пути модернизации классической научной лекции в условиях современного педагогического университета : материалы XL международной конференци. Лондон, 2013. С. 98–101.

7. Крохин А. Л. О когнитивной теории мультимедийного обучения  (CTML) Р. Маейра и взаимосвязи вербальной и визуальной компонент лекционной презентации математических дисциплин [Электронный ресурс] // Новые образовательные технологии в вузе : материалы XI Международной научно-методической конференции , 17–21 февраля. Екатеринбург : Уральский Федеральный университет, 2014. URL https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24629/1/notv-2014-105.pdf (дата обращения: 10.05.2022).

8. Шнейдер Е. М., Димитрюк Ю. С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27049 (дата обращения: 10.03.2022).

9. Королев А. Л., Паршукова Н. Б. Методологические основания к отбору содержания дисциплины «Компьютерное моделирование» для будущих учителей информатики // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 5 (165). С. 84–98. (Педагогические науки).

10. Королев А. Л., Паршукова Н. Б. Исследовательская деятельность будущих учителей информатики при изучении компьютерного моделирования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.. 2020. № 7 (160). С. 84–98. (Педагогические науки).