Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 2 (168) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.003
УДК: 378.937
ББК: 74.480.26
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Аннотация

Введение. В данной статье основное внимание уделяется проблеме формирования универсальных учебных действий у будущих педагогов с целью подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Цель статьи — рассмотреть процесс формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих самостоятельное приобретение новых знаний и умений будущими педагогами в постоянно меняющихся условиях современного мира, а также теоретически обосновать и доказать его эффективность.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования выс-тупают анализ научной литературы по данной проблематике в трудах отечественных и зарубежных исследователей, нормативно-законодательные акты Российской Федерации в сфере высшего образования, диагностические методики, наблюдение, тестирование, методы обработки статистических данных.

Результаты. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности формирования универсальных учебных действий на основе применения проблемного метода обучения на базе аутентичных текстов, внедрения в образовательный процесс командной формы работы и систематичес-кого самоанализа и самооценки обучающимися результатов своей познавательной деятельности. Анализ результатов подтвердил эффективность использованных методов и форм работы.

Обсуждение. Проведён анализ работ ученых по проблеме формирования универсальных учебных действий, который зафиксировал достаточно широкую освещенность проблемы в современной педагогической науке. Актуальность и новизна тематики статьи подтверждается относительно небольшим количеством работ, посвященных данной проблеме в ракурсе образовательного пространства вуза.

Заключение. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила наличие положительных изменений в уровне сформированности универсальных учебных действий у будущих педагогов, что свидетельствует о более высоком уровне готовности к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова

учебно-познавательная компетенция, универсальные учебные действия; когнитивные учебные действия; практико-коммуникативные действия; ценностно-регулятивные действия; проблемный метод обучения; аутентичные тексты; командная форма работы

Основные положения

– спроектирован процесс формирования универсальных учебных действий у бакалавров по направлению педагогического образования;

– выявлены три группы универсальных учебных действий, а именно когнитивные учебные действия, практико-коммуникативные действия, ценностно-регулятивные действия;

– апробированы такие методы и формы работы, как проблемный метод обучения на базе аутентичных текстов и командная форма работы;

– доказана их эффективность для формирования универсальных учебных действий. 

Цитировать публикацию

Бароненко, Е. А.  ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА [Текст] / Е. А. Бароненко, Ю. А. Райсвих, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  2 (168). — С. 36-50. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.003.

Библиографический список

1. Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 46–64.

2. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно-аналитической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 169–174.

3. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Слабышева А. В., Штыкова Т. В. Формирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования аутентичных аудиоматериалов // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 242–257.

4. Пономарёва Е. Ю. Психологические аспекты субъект-субъектного педагогического взаимодействия // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-2. С. 299–301.

5. Котлярова Т. С., Федотовская М. Н., Савина Н. В. Продуктивные технологии как способ формирования универсальных учебных действий // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 4 (38). С. 86–91.

6. Суннатова Р. И. Субъектность педагога как субъекта универсальных учебных действий // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 312–328.

7. Чернышова Н. А. Формирование учителями стратегий учения школьников // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 3. С. 95–109.

8. Корчажкина О.М. Развитие методологической культуры учащихся при организации информационно-познавательной деятельности // Информатика и образование. 2019. № 6 (305). С. 16–25.

9. Семёнова Н. А., Латыголец Е. А. Формирование универсальных учебных действий в процессе решения проектных задач // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4 (26). С. 21–26.