Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В современном мире в условиях происходящих изменений в системе образования востребованными становятся знания о взаимодействии обучающихся и педагога, основанных на совместной деятельности, равноправии всех участников образовательного процесса, поддержке, доверии и взаимопонимании. Это актуализирует необходимость реализации принципа фасилитации в процессе
профессиональной подготовки будущих учителей, подразумевающего установление взаимоотношений участников коммуникации в ходе образовательной деятельности как равноправных партнеров, включение студента в учебную деятельность, создание предпосылок самоорганизации и саморазвития личности, что представляется возможным путём внедрения в образовательный процесс таких методов обучения, которые учат студентов общаться между собой и с преподавателем в ракурсе диалогичности, демократичности и учитывают индивидуальные особенности каждого обучающегося. Проведение занятий с учётом принципа фасилитации позволяет сформировать у обучающихся умения педагогического взаимодействия на более высоком уровне. Цель исследования – проанализировать оптимальные пути формирования умений педагогического взаимодействия путем внедрения в образовательный процесс методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации.
Материалы и методы. Основными методами исследования являлись анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме и тест на диагностику степени развития когнитивного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов педагогического взаимодействия, разработанный Л. В. Бай-бородовой.
Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета позволил обосновать целесообразность реализации принципа фасилитации в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Результаты диагностики завершающего этапа эксперимента показали, что уровень сформированности когнитив-ного, эмоционального и поведенческо-волевого компонентов педагогического взаимодействия в экспериментальной группе в среднем повысился на 20 %, а в конт-рольной группе практически не изменился. Мы полагаем, что обучение с учетом принципа фасилитации повысит уровень сформированности умения педагогичес-кого взаимодействия будущих учителей.
Обсуждение. Как российские, так и зарубежные ученые уделяют большое внимание проблеме педагогического взаимодействия, рассматривая его как сис-тему совместной деятельности участников образовательного процесса, направленную на повышение его эффективности и базирующуюся на принципе фасилитации.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация принципа фасилитации в профессиональной подготовке будущих учителей способствует формирова-
нию их умения педагогического взаимодействия, обеспечивает эффективность образовательного процесса в ходе использования современных методов обучения, учитывающих индивидуальные особенности каждого обучающегося.
педагогическое взаимодействие; принцип фасилитации; когнитивный; эмоциональный; поведенческо-волевой компоненты; метод проектов; ролевая игра
– дано понятие педагогического взаимодействия как системы совместной деятельности участников образовательного процесса;
– доказана необходимость реализации педагогического взаимодействия с учетом принципа фасилитации, формирующего творческую личность, готовую выслушать и безоценочно принять другое мнение, способную к сотрудничеству, к поиску решений проблем;
– определены доминанты педагогического взаимодействия, основанного на принципе фасилитаци;
– обоснована значимость применения методик обучения, базирующихся на принципе фасилитации.
Быстрай, Е. Б. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ФАСИЛИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ [Текст] / Е. Б. Быстрай, Л. А. Белова, Т. В. Штыкова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2022. — № 2 (168). — С. 51-76. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.004.
1. Ершова О.В. Способы организации педагогического взаимодействия // Педагогика. 2021. Т. 85, № 6. С. 80–89.
2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Использование элементов театрализации при обучении второму иностранному языку в высшей школе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 6 (159). С. 19–39.
3. Константинов А.Е., Димухаметов Р.С. Научно-методическое сопровождение молодого педагога как условие развития профессиональных компетенций // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 2 (36). С. 110–115.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании // Казанский педагогический журнал. 2017. № 1 (120). С. 45–51.
5. Формирование интереса к изучению иностранных языков в процессе использования аутентичных аудиоматериалов / Быстрай Е. Б. [и др.] // Перспективы науки и образования. 2020. № 1 (43). С. 242–257.
6. Байгускарова Т. Б. Метод проектов как один из эффективных методов бучения и формирования личности школьника XXI века // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 4 (48). С. 77–88.
7. Канина Е. Н., Подлиняев О. Л., Малахова Н. Н. Стили педагогических коммуникаций в образовательной среде современного вуза // Сибирский учитель. 2020. № 2 (129). С. 48–51.
8. Никитина Е. Ю., Филиппова О. Г., Новикова Н. Б. Коммуникативно-личностное взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 4. С. 117–133.