Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2022 № 2 (168) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.015
УДК: 151.8 : 371.018
ББК: 88.56 : 74.900.41
Е. Ю. Волчегорская ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ю. В. Гольцева ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. Н. Руссу ORCID
Магистрант кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА
Аннотация

Введение. Развитие навыков регулятивного самоконтроля является одним из факторов эффективного личностного развития ребенка. В статье рассматривается взаимосвязь становления когнитивного компонента саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста и различных компонентов родительской позиции, таких как стиль воспитания, направленность на ребенка как приоритетная ценность в семье, а также психоэмоциональное состояние, самооценка и уровень субъективного контроля родителей.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступают анализ научной литературы по проблеме контекстно-зависимого характера когнитивного саморегулирования у детей дошкольного возраста и роли родителей в дан-ном процессе, а также эмпирические методы исследования, позволяющие оценить качество когнитивного самоконтроля детей и модели родительского поведения. Для изучения у детей степени полноты принятия задания и качества самоконтроля при оценке результатов когнитивной деятельности была использована методика У. В. Ульенковой. Опросник Г. В. Резапкиной «Психологический портрет» направлен на выявление приоритетных ценностей, самооценки, стиля воспитания родителей.

Результаты. Проанализированы эмпирические данные исследования контекстно-зависимого характера когнитивного саморегулирования у детей старшего дошкольного возраста и роли родителей в данном процессе. Выявлен достоверно более низкий уровень саморегуляции в интеллектуальной деятельнос-ти (P ≤ 0,01) у детей дошкольного возраста, чьи родители не относят отношения с детьми к своим приоритетным ценностям, а также демонстрируют повышенную импульсивность, эмоциональную неуравновешенность, экстернальность, низкую способность к самоконтролю.

Обсуждение. Подчеркивается, что эффективные когнитивные регуляторные навыки являются важным аспектом становления исполнительных функций детей старшего дошкольного возраста. Полученные результаты показали, что аффективные и поведенческие стратегии родителей являются предиктором более высокого уровня когнитивной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение. Сформулирован вывод о том, что когнитивная дисрегуляция детей старшего дошкольного возраста влияет на низкий уровень сформированнос-ти способности удерживать информацию, подавлять автоматические реакции и гиб-ко переключать фокус внимания. Показаны конкретные механизмы, посредством которых взаимосвязаны родительские модели поведения и процессы когнитивных аспектов саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова

когнитивная саморегуляция; родительская позиция; дети старшего дошкольного возраста

Основные положения

– изучен когнитивный аспект саморегуляции с точки зрения исполнительных функций детей старшего дошкольного возраста;

– выявлена взаимосвязь высокого уровня саморегуляции у детей с благополучным психоэмоциональным состоянием родителей, их позитивной самооценкой и высоким уровнем субъективного контроля.

Цитировать публикацию

Волчегорская, Е. Ю.  РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА [Текст] / Е. Ю. Волчегорская, Ю. В. Гольцева, Н. Н. Руссу, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2022. — №  2 (168). — С. 243-256. — DOI: 10.25588/CSPU.2022.168.2.015.

Библиографический список

1. Веракса Н. Е., Гаврилова М. Н., Сухих В. Л. Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста с помощью игры: анализ современных исследований // Вопросы психологии. 2021. № 2. С. 120–134.

2. Eisenberg N., Spinrad T.L. & Valiente C. (2018), “Emotion-related self-regulation and children's social, psychological, and academic functioning”, in K. Shigemasu, S. Kuwano, T. Sato, & T. Matsuzawa (eds.), Diversity in harmony — Insights from psychology, Proceedings of the 31st International Congress of Psychology, John Wiley & Sons Ltd, USA, New York, pp. 268–295. DOI 10.1002/9781119362081.ch14.

3. Ajeng Ayu Widiastuti (2017), “Preschoolers Self-Regulation and Their Early School Success”, Education and Humanities Research (ASSEHR), vol. 58, pp. 39–43.

4. Xiang Qi (2021), “Effects of Self-Regulated Learning on Student’s Reading Literacy: Evidence From Shanghai”, Front. Psychol. 11:555849. DOI 10.3389/fpsyg.2020.555849

5. Birmingham R.S., Bub K.L., & Vaughn B.E. (2017), “Parenting in infancy and self-regulation in preschool: an investigation of the role of attachment history”, Attachment & human development, vol. 19 (2), pp.107–129. DOI 10.1080/14616734.2016.1259335.