Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.004
УДК: 373
ББК: 74.00
М. С. Выхрыстюк ORCID
Профессор, доктор филологических наук, профессор кафедры филологического образования, Тюменский государственный университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Миронова ORCID
Доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и методики обучения русскому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. Е. Ротарь ORCID
Студент гуманитарного факультета, Тюменский государственный университет, г. Тобольск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация

Введение. Тема статьи обусловлена осознанием важности применения игры в воспитательном процессе, что может являться одним из способов развития гармоничной личности. На сегодняшний день игровые технологии вызывают интерес у воспитателей и педагогов, поскольку использование их на уроках и во внеурочной деятельности побуждает к развитию познавательного интереса, повышает у ученика мотивацию к мышлению, к познанию чего-то нового, к работе в коллективе. Цель статьи: выявить функции игровой деятельности, описать ее типы, изучить мнение ученых по данному вопросу, определить пути использования игровых технологий во внеурочной деятельности, выделить методические подходы к включению их в работу с детьми.

Материалы и методы. Материалом исследования явился процесс формирования навыков использования игровых технологий во внеурочной деятельности. При сборе и описании результатов анализа использовались описательно-аналитические, эмпирические, статистические и диагностические методики. Для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования — педагогическое наблюдение.

Результаты. В результате исследования доказана целесообразность использования элементов игры при изучении и закреплении материала во внеурочной деятельности, что позволяет дополнить общую картину технологий при изучении важных предметов: русского языка и литературы. Современная педагогика параллельно с новыми способами влияния на развитие человека нередко прибегает к традиционным, каким является игра. Время быстрого развития человеческой деятельности придает особую значимость полученным знаниям на всех ее этапах. Представленная в статье методика использования игровых технологий во внеурочной деятельности расширяет кругозор ребенка, повышает его интерес к занятиям в коллективе. Регулярное проецирование различных жизненных ситуаций в форме игры позволяет помочь овладеть функциональной грамотностью. Современный учитель включает игровые компоненты не только во время образовательного процесса, но и во внеурочную форму работы, когда у наставника есть возможность максимально реализовывать воспитательные задачи.

Обсуждение. В статье представлены к обсуждению мнения ученых разных лет о внедрении элементов игровой деятельности во внеурочный процесс. Подчеркивается, что игровые технологии связаны с формированием целостной личности, которой в будущем придется жить и работать в обществе с развитой коммуникационной инфраструктурой.

Заключение. В результате исследования доказано, что имен-но использование игровых технологий является одним из направлений, реализующих главную цель воспитания: через развитие творческих, эстетических или физических способностей воспитать всесторонне развитую личность. Применение хорошо знакомой и понятной игровой формы и способа действия современными учащимися активизирует  раскрытие личных способностей в разных сферах деятельности, мотивирует к самореализации.

Ключевые слова

образовательная среда; воспитательный процесс, внеурочная деятельность, игровые технологии, методы проведения игр

Основные положения

– выявлены особенности использования элементов игры как способа формирования личности ребенка, названы требования к игре с точки зрения современной научной парадигмы;

– исходя из разновидностей игр сделан анализ основных методических подходов к применению игровой технологии во внеурочной деятельности;

– даны методические рекомендации по внедрению игровых технологий в систему воспитания детей.

Цитировать публикацию

Выхрыстюк, М. С.  ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Текст] / М. С. Выхрыстюк, А. А. Миронова, А. Е. Ротарь, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 56-76. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.004.

Библиографический список

1. Турыгин А. А. Миновская О. В. Идеи педагогики приключений в трудах российских педагогов-новаторов первой четверти ХХ века // Вестник Костромского государственного университета. 2017. № 4. С. 218–222. (Педагогика. Психология. Социокинетика).

2. Ходусов А. Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика : учебник. Москва : ИНФРА-М, 2023. – 405 с.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования / В. В. Башев, Г. М. Вальковская, А. М. Водянский [и др.]. Москва : Мир книги, 2001. – 104 с.

4. Долганина В. В., Ширванян А. Э. Воспитание ценностных ориентиров у старших дошкольников при взаимодействии педагогов дошкольной образовательной организации и семьи // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 1 (92). С. 185–187.

5. Немеровский В. М., Рубенкова Л. А. Игра как средство оптимизации двигательной и познавательной деятельности в режиме дошкольников // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 2 (35) С. 186–194. DOI 10.36809/2309-9380-2022-35-186-19.

6. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 1–10.

7. Кириченко Д. В., Галагузова Ю. Н. Геймификация в работе учителя общеобразовательной школы: опыт и перспективы // Педагогическое образование в России. 2022. № 3. С. 13–19.

8. Коновалова Н. И. Современный учебный текст по русскому языку: механизмы восприятия и принципы конструирования // Филологический класс. 2020. Т. 25, № 1. С. 164–172. DOI 10.26170/FK20-01-16.