Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность профессионального финансово грамотного поведения, финансовых знаний и финансовой дисциплины руководителей образовательных организаций в условиях санкций и специальной военной операции (СВО), представлено современное видение автора по проблеме бюджетирования образовательных организаций и поиска альтернативных источников финансирования. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторскую концепцию формирования компетенции «финансовая грамотность» у руководителя образовательной организации.
Материалы и методы. Преследуя цель — максимально глубоко распознать объективную действительность представленной проблемы, мы изучали социологическую и психологическую литературу, определяя наиболее эффективные профессиональные финансово грамотные паттерны поведения руководителя образовательной организации, способствующие формированию финансовой устойчивости образовательной организации вне зависимости от влияния на нее факторов внешней среды. Отдельно было уделено внимание выявлению исторических фактов, на основе которых раскрывалась логика движения исследования. На протяжение всего исследования в работе превалировали методы эмпирического уровня: наблюдение, описание и сравнение, и также мы стремились придерживаться подхода от простого к сложному. Все проводимые эксперименты сопровождались обязательным парным тестированием результатов (на входе и по окончании испытания), а также сбором обратной связи от участников посредством анкет и собеседований.
Результаты. За период экспериментальной работы 2018–2020 г. г. выработан уникальный метод — алгоритм поиска альтернативных источников финансирования образовательных организаций (алгоритм фандрайзинга), а также разработана и утверждена рабочая программа курса повышения квалификации «Финансовая грамотность руководителя образовательной организации» продолжительностью в 32 часа.
Обсуждение. Необходимость формирования компетенции «финансовая грамотность» в образовательном менеджменте объясняется утверждением в 2021 году Проекта профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации», раскрыва-ющего функцию «управление ресурсами» как «мониторинг, анализ, оценка и контроль эффективности и результативности их использования», а также прогрессирующим сокращением дотационного объема финансирования государственного уровня. Кроме того, важно заметить, что в подавляющем большинстве образовательные структуры сегодня уже автономны и работают на принципах самофинансирования, а руководитель, в связи с этим, является конечным и единоличным ответственным лицом. Углубляясь в главу 13 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации», становится очевидным, что возможности осуществления образовательными организациями деятельности, связанной с получением дохода сегодня стали значительно шире, образовательная организация может и должна заниматься предпринимательской деятельностью, но одновременно этому должно предшествовать грамотное профессиональное обучение, формирующее у обучаемых финансовый словарный запас и профессиональные паттерны финансово грамотного поведения, результатом которого станет финансовая компетентность.
Заключение. Освоение руководителями образовательных организаций предпринимательских навыков, введение в повседневное профессиональное поведение шаблонов и стереотипов характерных для финансово грамотного поведения, таких как: ежедневный учет расходов и доходов, стратегическое планирования и контроль финансов усиливает компетенцию «финансовая грамотность» и, безусловно, способствует увеличению числа рациональных и эффективных решений в ситуациях связанных с дефицитом бюджета. Закономерен и тот факт, что с наработкой компетенции «финансовая грамотность» руководитель образователь-ной организации обретает уверенность, чаще и устойчивее проявляет выдержку, а также, владея алгоритмом фандрайзинга, способен обнаружить новые источники ресурсов, сохраняя финансовую стабильность образовательной организации в моменты турбулентного хаоса и удерживая на должном уровне качество предоставляемых образовательных услуг.
единая образовательная программа; финансирование; бюджет; руководитель образовательной организации; алгоритм поиска финансов (фандрайзинг); финансовая грамотность; управление финансами; паттерны финансово грамотного поведения руководителя
– рассмотрены комментарии финансово успешных управленцев коммерческой среды, неизменно следующие ряду одинаковых последовательных действий, которые позволяют им приходить к положительным финансовым результатам;
– определены профессиональные паттерны финансово грамотного поведения для руководителя образовательной организации;
– разработана программа «Финансовая грамотность руководителя образовательной организации», содержащая модуль по формированию паттернов финансово грамотного поведения руководителя образовательной организации.
Кузнецова, Е. В. КОМПЕТЕНЦИЯ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТАРНОГО БЮДЖЕТА [Текст] / Е. В. Кузнецова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 77-97. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.005.
1. Галимова Г. А. Совершенствование методики обучения финансовой грамотности школьников // Образование: традиции и инновации. 2021. № 2 (33). С. 73–76.
2. Игнатенко И. И. Обучение актуальным экономическим терминам // Гуманитарное образование в экономическом вузе : сборник статей по материаламV Международной научно-практической заочной интернет-конференции / Российский Экономический Университет им. Г. В. Плеханова. Москва, 2016. С. 125–128.
3. Кеньшов А. О., Смотрова Т. И. Источники дополнительного дохода населения // Проблемы развития современного общества : сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции, 19–20 января 2023 года : в 4-х томах / под редакцией В. М. Кузьминой. Курск : Юго-Западный государственный университет, 2023. Т. 1. С. 185–189.
4. Насимова А. Г., Нагадинова А. С., Болдырев Б. С. Финансовая грамотность в эпоху цифровизации // Актуальные социально-экономические процессы: проблемы, тенденции и перспективы : сб. материалов Международной научно-практической конференции, 15 ноября 2022 года. Элиста, 2022. С. 165–169.
5. Жаданов С. Н., Кудашкина Ю. К. Финансовая грамотность руководителя образовательной организации // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 6–11.
6. Алиева И. А. Финансовое поведение населения: теоретический аспект // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2016. Том 16, № 2. С. 107–109.