Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.008
УДК: 378.2 : 42/48 (07)
ББК: 74.480.268 : 81.2-9
Е. Ю. Никитина ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Ю. Афанасьева ORCID
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аннотация

Введение. В системе подготовки будущего учителя иностранного языка особое место отводится выполнению и защите выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации, которая позволяет оценить уровень развития всего комплекса универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Настоящая статья посвящена исследованию магистерской диссертации, сочетающей лингвистический и педагогический аспекты с исследовательской деятельностью как в области науки о языке, так и методического осмысления языковых фактов и закономерностей и их применения в педагогической практике в образовательном процессе.

Материалы и методы. Основными методами исследования, используемыми в данной статье, являются анализ и обобщение теоретической психолого-педагогической литературы по проблемам организации обучения на уровне магистратуры, развития научно-исследовательской и проектировочной компетенций студентов-магистрантов. Кроме того, применяется педагогическая рефлексия и анализ собственного педагогического опыта авторов в качестве преподавателей высшей школы и руководителей программ подготовки магистров педагогического образования. Материалы исследования представлены федеральными нормативными документами, касающимися сферы образования; локальными нормативными документами университета; текстами магистерских диссертаций по профилю подготовки «Языковое образование (английский язык)».

Результаты. В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее перспективным в плане профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка является тип магистерской диссертации, включающий два аспекта:

– лингвистическое исследование актуальной направленности, представляющее интерес с точки зрения изучения языковых явлений (лексические, грамматические, стилистические, лингвокультурологические) в образовательном процессе в школе, учреждениях дополнительного образования или в вузе;

– разработку методической системы, направленной на овладение соответствующими языковыми явлениями в процессе обучения иностранному языку.

Обсуждение. В процессе научно-исследовательской деятельности по подготовке выпускной квалификационной работы комбинированного типа происходит развитие всех групп компетенций: универсальных, общепрофессиональных, профессиональных. При этом ведущей является профессиональная компетенции ПК-2: способен осуществлять фундаментальное и (или) прикладное исследование в сфере образования и науки. Иными словами, реализация исследования как в области лингвистики, так и в области методики обучения иностранному языку обеспечивает исследовательскую направленность магистратуры.

Заключение. Оптимальная профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка, ориентированного на научно-исследовательскую деятельность, в рамках магистратуры по программе «Языковое образование (английский язык)» возможна в том случае, если выпускная квалификационная работа будет опираться на исследовательский процесс в двух научных областях: лингвистики и лингводидактики.

Ключевые слова

магистерская диссертация; магистерская диссертация исследовательского типа; магистратура; профессиональная подготовка учителя иностранного языка; высшая школа; научно-исследовательская деятельность

Основные положения

– наиболее эффективной в плане профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка в магистратуре является магистерская диссертация комбинированного типа, сочетающая лингвистический и методический аспекты;

– в процессе подготовки магистерской диссертации комбинированного типа, в числе прочих, развивается такая необходимая профессиональная компетенция будущего учителя, как способность осуществлять фундаментальное и (или) прикладное исследование в сфере образования и науки;

– данная компетенция обеспечивает овладение научными знаниями и исследовательскими умениями и навыками в равнозначно важных для будущего учителя сферах: предметной (иностранный язык) и профессионально-педагогической.

Цитировать публикацию

Никитина, Е. Ю.  МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 132-147. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.008.

Библиографический список

1. Афанасьева О. Ю., Смирнова М. В., Федотова М. Г. Методика педагогического сопровождения научно-исследовательской деятельности магистранта // Россия сегодня: глобальные вызовы и национальные интересы : материалы 36-й международной научно-практической конференции, 25 марта – 12 апреля 2019 года, г. Челябинск. Москва : Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», 2019. С. 15–19.

2. Антонова Н. Л. Магистратура как институциональное образование: социологическое образование в России и Индии // Социодинамика. 2020. № 4. С. 35–42. DOI 10.25136/2409-7144.2020.4.31106.

3. Гурская С. П. Особенности обучения в магистратуре в учреждениях высшего образования // Кооперативное образование XXI века: традиции и инновации : сборник научных статей международной научно-методической интернет-конференции, посвященной 55-летию университета, 24 апреля 2019 года / под науч. ред. Е. П. Багрянцевой. Гомель : Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2019. С. 77–81.

4. Хлебович Д. И. Образовательные программы магистратуры: ключевые вопросы развития // Известия Байкальского государственного университета. 2020. № 4. С. 532–540. DOI 10.17150/2500-2759.2020.30(4).532-540.

5. Богданова С. Ю., Шукурова Д. С. Реализация педагогического эксперимента в рамках магистерской диссертации по профилю «Языковое образование» // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2022. № 8. С. 169–177.

6. Стойкович Г. В., Стойкович Л. Ю. Актуальные вопросы обучения студентов-магистрантов направления «Лингвистика» методам научного исследования // Самарский научный вестник. 2020. Т. 9, № 1 (30). С. 278–283. DOI 10.24411/2309-4370-2020-11311.

7. Дворяткина С. Н., Дякина А. А., Щербатых С. В. Научно-исследовательская работа магистрантов в условиях цифровизированного диалога культур // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 108–125. DOI 10.32744/pse.2022.3.7.

8. Сафина Г. Г., Закирова В. Г. Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 11 (113). С. 113–119. DOI 10.23670/IRJ.2021.113.11.095.

9. Колодезникова С. И., Глухарева М. Р. Из опыта организации научно-исследовательской работы магистрантов // Перспективы науки. 2019. № 4 (115). С. 216–218.

10. Соколов М. В., Жданова Н. С. Магистерская диссертация как звено непрерывного профессионального образования человека // Архитектура. Строительство. Образование. 2022. № 1 (18). С. 40–48.