Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность адаптации курса иностранного языка для студентов неязыковых специальностей к задачам развития навыков критического мышления выпускника вуза в условиях цифровизации профессиональной и рыночной среды; представлен обзор основных результатов исследований оценки возможностей и ограничений существующих подходов к разработке и реализации языковых курсов в вузе в контексте требований ФГОС ВО нового поколения (Письмо Минобрнауки России от 02.05.2023 № МН-5/169012 «О разработке ФГОС ВО нового поколения»). Цель статьи — оценить возможности и ограничения процесса развития навыков критического мышления у студентов неязыковых специальностей в условиях цифровизации курса иностранного языка, в частности, работы с цифровыми текстами.
Материалы и методы. Методологической базой исследования послужили: цифровая таксономия (A. Churches), модель семи склонностей к критическому мышлению (P. Facione), а также результаты исследования особенностей цифровых текстов М. Ю. Лебедевой. В полевых исследованиях был использован тест оценки уровня развития критического мышления У. Глейзера на платформе «HRLider» (URL: https://employer.hrlider.ru/).
Результаты. Авторы приходят к выводу о том, что цифровой формат курса «Иностранный язык» открывает дополнительные возможности в положительном изменении уровня критического мышления студентов неязыкового вуза. Использование цифровых текстов в процессе языковой подготовки положительно влияет на уровень развития критического мышления студентов. Эффективность такого влияния находится в прямой зависимости от феноменологических характеристик цифрового текста и субъективных особенностей студентов.
Обсуждение. Подчеркивается тот факт, что оценка масштаба изменений уровня критического мышления в процессе языковой подготовки с использованием цифровых текстов требует проведения дополнительных исследований, а именно: феноменологических ограничений цифровых текстов, изучения корреляции между эффективностью использования навыков критического мышления и уровнем их сформированности, а также коэффициента вклада языковой подготовки в контексте влияния всей программы профессионального обучения.
Заключение. Авторы приходят к выводу о том, что цифровизация образовательной среды не только открывает новые возможности для курса «Иностранный язык» для формирования современных компетенций выпускника вуза, но и формирует ряд вопросов, которые могут стать причиной снижения уровня эффективности влияния процесса языковой подготовки на развитие навыка критического мышления студентов.
критическое мышление; иностранные языки; педагогические технологии; методика преподавания; цифровой текст; цифровое чтение; педагогический дизайн
– определено, что процесс влияния языковой подготовки на уровень критического мышления студентов находится в зависимости от уровня цифровизации курса «Иностранный язык;
– выявлены ограничения, снижающих эффективность языковой подготовки с использованием цифровых технологий;
– описаны направления исследований, которые позволят управлять эффективностью процесса развития критического мышления в рамках языковой подготовки студентов неязыкового вуза.
Шефиева , Э. Ш. ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ) [Текст] / Э. Ш. Шефиева , О. Н. Бессарабова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 236-258. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.014.
1. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г. // Экономика труда. 2021. Том 8, № 12. С. 1485–1500. DOI 10.18334/et.8.12.114133.
2. Маруневич О.В., Малишевская Н.А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 133–137.
3. Островский А. В., Кудина М. В. Новая парадигма образования в эпоху цифровой трансформации государства // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С.229–244. DOI 10.24411/2070-1381-2020-10041.
4. Каримова М. Т., Ризоева П. С. Развитие критического мышления в процессе преподавания английского языка // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86 (6). 2022. С. 55–59. DOI 10.18411/trnio-06-2022-p6.
5. Лукьянова М. И., Гмызина Г. Н., Старостина Н. Н. Развитие критического мышления студентов в процессе изучения иностранного языка // Известия Саратовского университетата. 2019. Т. 8, № 2 (30). С. 104–112. DOI 10.18500/2304-9790-2019-8-2-104-112. (Акмеология образования. Психология развития).
6. Главан А. А., Грамма Д. В. Развитие критического мышления в процессе обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений // Педагогика и просвещение, 2019. № 2. С. 24–31. DOI 10.7256/2454-0676.2019.2.29671.
7. Евстигнеева И. А., Порошин В. В. Развитие критического мышления студентов языкового вуза в процессе обучения аудированию на английском языке // Вестник Тамбовского университета. 2021. Т. 26, № 191. С. 24–31. DOI 10.20310/1810-0201-2021-26-191-24-31. (Гуманитарные науки).
8. Пьянова М. В. К вопросу о развитии критического мышления при изучении иностранного языка у студентов неязыковых вузов // Вестник науки и образования. 2018. Т.1, № 5 (41). С. 98–102. DOI 10.20861/2312-8089-2018-41-006.
9. Шукурова И. В., Чеснокова Н. Е. Научно-педагогическое обозрение. Развитие критического мышления студентов неязыковых направлений подготовки на основе учебных иноязычных текстов // Pedagogical Review. 2021. № 2 (36). С. 124–134. DOI 10.23951/2307-6127-2021-2-124-134
10. S.G. Gergera A.G. (2023), “Tesmand. Higher-order Thinking Skills in Teaching Reading Skills at Ethiopian Higher Education: A Qualitative Study on Classroom Practice, and Teachers’ Knowledge and Beliefs”, Psychological-Educational Studies, Vol. 15, № 1, pp. 98–112. DOI 10.17759/psyedu.2023150107.
11. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74-98. DOI 10.32744/pse.2020.4.5.
12. Кононенко А. П., Недосека Л. А. Преподавание иностранных языков в вузах с использованием онлайн платформ // Современное педагогическое образование. 2021. № 9. С. 19–21.
13. Борисенко Н. А., Миронова К. В., Шишкова С. В., Граник Г. Г. Особенности цифрового чтения современных подростков: результаты теоретико-эмпирического исследования // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 5. С. 28–49. DOI 10.15293/2658-6762.2005.02.
14. Бессарабова О. Н. Особенности обучения иностранному языку с применением информационно-коммуникационных технологий // Преподаватель высшей школы в ХХI веке : труды Международной научно-практической конференции, 04–05 июня 2021 года. Ростов-на-Дону, 2021. Т. 18. С. 225–230.
15. Шефиева Э. Ш. Особенности использования информационных технологий обучения для проведения предметной олимпиады по английскому языку в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 2 (135). С. 75–79.