Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.003
УДК: 378.14
ББК: 74.48
Е. А. Бородина ORCID
Старший преподаватель кафедры радиоэлектроники и электроэнергетики, Сургутский государственный университет, г. Сургут, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
Аннотация

Введение. В статье исследуется проблема уровня обучения  инженеров-первокурсников технического вуза к освоению дисциплин общепрофессионального цикла программ высшего образования. Входной контроль является одной из форм определения степени обученности студентов первого курса технического университета и рассматривается как показатель оценки готовности будущих инженеров направлений «Инфокоммуникационные технологии и системы связи (ИТСС)» и «Электроэнергетика и электротехника (ЭЭ)» кафедры Радиоэлектроники и электроэнергетики к освоению дисциплин общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в образовательном процессе Сургутского государственного университета (СурГУ). Цель статьи — определить уровень подготовки студентов-инженеров первого курса в области связи и энергетики, достаточных для начала обучения в вузе.

Материалы и методы. В исследовании применяются такие методы, как анализ научной литературы в области контроля знаний, применение инфокоммуникационных технологий; а также статистический анализ обработки данных.

Результаты. Разработаны контрольно-измерительные материалы (КИМ) из 18 вопросов по предметам: математика, физика, информатика, являющимся базовыми для изучения дисциплин «Метрология», «Инженерная математика» и «Материаловедение». Оценка знаний входного контроля проводится с помощью тестирования на платформе MOODLE. Обработка результатов исследования проводилась методами статистического анализа, а именно: вычислены статистические параметры выборки (дисперсия по выборке, стандартное отклонение и среднее стандартное отклонение). По полученным данным построены гистограммы значений правильных ответов экспериментальной и контрольной групп, количество студентов, ответивших правильно.

Обсуждение. Полученные экспериментальным путем результаты тестирования указывают, что уровень подготовленности студентов выше среднего является достаточным в освоении основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) высшего образования; для устранения пробелов в знаниях автором будут разработаны методические рекомендации по проведению входного контроля знаний, которые помогут преподавателям техни-ческих направлений скорректировать рабочие учебные программы для качественного освоения дисциплин общепрофессионального профиля, способствующие формированию компетенций, согласно федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по каждому направлению подготовки.

Заключение. Система входного тестирования для определения уровня остаточных знаний студентов-первокурсников открывает для преподавателя возможность получить объективную оценку уровня школьной обученности и помогает студентам дать собственную оценку уровня сформированности школьных знаний по учебным предметам: физика, математика и информатика, которые являются базовыми при обучении дисциплин общепрофессионального цикла программ бакалавриата по техническим направлениям подготовки в вузе.

Ключевые слова

входной контроль знаний; формы входного контроля знаний; тестирование; дисциплины общепрофессионального цикла

Основные положения

– выявлены пробелы базовых знаний по предметам математика, информатика и физика;

– обработаны полученные результаты тестирования;

– данные представлены в виде гистограмм значений по выборке.

Цитировать публикацию

Бородина, Е. А.  ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА [Текст] / Е. А. Бородина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 43-55. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.003.

Библиографический список

1. Баклушина И. В. Устный опрос как форма входного контроля уровня подготовленности студентов технического вуза // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 1-1. С. 36–38.

2. Шмигирилова И. Б., Рванова А. С., Григоренко О. В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 43–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46153746 (дата обращения 30.03.2023). DOI 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83.

3. Власов В. Г. Проект «Входной контроль» в вузе: цель, технология, результат // Высшее образование сегодня. 2022. № 7. С. 37–42. DOI 10.18137/RNU.HET.22.07.P.037

4. Электронная обучающая среда Moodle как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 / С. А. Игнатьев [и др.] // Геометрия и графика. 2020. Т. 8, № 3. С. 52–66.

5. Сравнение результатов ЕГЭ и входного контроля по физике среди первокурсников НИЯУ МИФИ в 2019 году / Н. А. Иванова [и др.] // Физическое образование в вузах. 2020. Т. 26, № 3. С. 22–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44234273 (дата обращения 03.04.2023).