Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.006
УДК: 371.4
ББК: 74.00
С. А. Кулакова ORCID
Ассистент кафедры «Психология личности и специальной педагогики» Гуманитарного института, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Аннотация

Введение. В данной статье предпринята попытка проанализировать первичную профилактику противоправного поведения подростков и представить ее как один из основных инструментов превенции их деструктивной поведенческой стратегии. Цель статьи — раскрыть авторскую концепцию первичной профилактики противоправного поведения подростков.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной первичной профилактике противоправного поведения подростков; диагностические беседы с подростками, их анкетирование, методы статистической обработки информации. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ города Владимир.

Результаты. Автор аргументирует, что междисциплинарный подход с акцентом на превентивную педагогику имеет несомненную теоретическую и практическую значимость для решения исследуемой проблемы. Наиболее эффективными формами работы признаются совместные мероприятия социальных педагогов школ с инспекторами внутренних дел; Советы профилактики. Автор утверждает, что противоправное поведение является феноменом с комплексным характером, корректируется влиянием системы правовых, политических, экономических, педагогических, психологических и иных факторов.

Обсуждение. Акцентируется тезис о необходимости ранней первичной профилактики противоправного поведения подростков. Учеными подчеркивается значение учета в первичной превентивной работе психического и физического здоровья подростков, их индивидуальных особенностей.

Заключение. Делается вывод о условиях, способствующих успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков. Сама первичная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних определяется как существенный инструмент воздействия на мировоззрение и правомерную поведенческую стратегию подростков.

Ключевые слова

подростки; деструктивная направленность; противоправное поведение; первичная профилактика

Основные положения

– разработана педагогическая модель «Профилактика противоправного поведения старшеклассников в общеобразовательных организациях», частью которой является первичная профилактика противоправности;

 

– определены и сформулированы условия, способствующие успешности первичной профилактики противоправного поведения подростков.

Цитировать публикацию

Кулакова, С. А.  ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРЕВЕНЦИИ ИХ ДЕСТРУКТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ [Текст] / С. А. Кулакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 98-112. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.006.

Библиографический список

1. Завражин С. А., Овчинников О. М., Фортова Л. К. Психолого-педагогическая профилактика виктимного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья : монография / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. Владимир : Шерлок-пресс, 2020. – 89 с. ISBN 978-5-907197-20-6.

2. Ергашев Е. Р., Бобина Р. В. Проблемы профилактики семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 3. C. 59–63. URL: http://electronic.ruzh.org/?q=ru/node/1173# (дата обращения: 22.04.2023).

3. Макаренко А. С. О воспитании. Москва : Политиздат, 1988. С. 105, 165. – 255 с.

4. Кузнецова А. Ю. Вступительное слово // Криминологические проблемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 21 января 2020 г. / под общ. ред. О. С. Капинус ; [под науч. ред. В. В. Меркурьева ; сост. О. А. Астафьева, Д. А. Соколов, Г.О. Вилинский] ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2020. С. 7–9.

5. Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. № 2. С. 276–295. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2019_n2 (дата обращения: 22.04.2023)

6. Фортова Л. К., Юдина А. М. Воспитание в XXI веке: проблемы и решения // Начальная школа. 2021. № 8. С. 3–6.

7.Сорокин П. А. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество / под общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Союмонов : пер. с англ. С. А. Сидоренко. М.·: Политиздат, 1992. С. 130–132. – 543 с.

8. Гордеева М. В. Включение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в социально значимую деятельность: результаты партнерства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Актуальные вопросы профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних : сб. материалов круглого стола, 2 апреля 2021 г. / под общ. ред. О. С. Капинус ; [науч. ред. Д. И. Ережипалиев; сост. О. В. Морозова, М. Л. Огурцова] ; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. М., 2021. С. 50–54.