Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.010
УДК: 378 : 42/48 (07)
ББК: 74.480.26 : 81.2-9
Ю. А. Райсвих ORCID
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е. А. Бароненко ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
И. А. Скоробренко ORCID
Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация

Введение. В статье освещается опыт работы по формированию умений аудирования у будущих учителей иностранного языка на основе аудиолингвальных визуальных опор и уточняются прикладные особенности их использования при интеграции в учебный процесс. Авторы анализируют эффективность различных аудиолингвальных визуальных опор и обосновывают необходимость их применения для более успешного формирования умений аудирования.

Материалы и методы. В качестве основного метода формирования умений аудирования авторы рассматривают аудиолингвальные визуальные опоры, позволяющие воздействовать когнитивно и эмоционально на каналы восприятия аудитивного материала у обучающихся. Данные опоры снимают ряд трудностей при прослушивании аудитивного текста, облегчают понимание и мотивируют будущих учителей к монологическому или диалогическому высказыванию.

Результаты. Опыт работы по подготовке будущих учителей иностранного языка позволил обосновать целесообразность интеграции аудиолингвальных визуальных опор в традиционный процесс обучения для формирования умений аудирования на более высоком уровне и для активизации речевых умений.

Обсуждение. Авторы обобщают результаты контент-анализа работ ученых по проблеме формирования умений аудирования в процессе обучения иностранным языкам. Делается вывод о важности формирования умений аудирования у будущих учителей иностранного языка в аспекте их подготовки к профессионально-педагогической деятельности и эффективному межкультурному взаимодействию.

Заключение. Рекомендованные к применению аудиолингвальные визуальные опоры дают возможность не только сформировать умения аудирования на более высоком уровне, но и позволяют эффективно организовать работу по формированию умений монологической и диалогической речи. Дуальный характер аудиолингвальных визуальных опор обеспечивает более эффективную подготовку будущих учителей к профессиональной деятельности. 

Ключевые слова

умения аудирования; речевые умения; будущие учителя иностранного языка; аудиолингвальные визуальные опоры; сюжетно-смысловая схема; mindmap; коллажирование

Основные положения

– обоснованы преимущества интеграции аудиолингвальных визуальных опор в традиционный процесс обучения будущих учителей иностранного языка;

– установлено, что систематическое применение аудиолингвальных визуальных опор позволяет более успешно организовать работу как по формированию аудитивных, так и речевых умений обучающихся;

– установлено и доказано, что применение вышеназванных опор вооружает будущих учителей иностранного языка разнообразным методическим инструментарием, позволяющим разнообразить учебный процесс.

Цитировать публикацию

Райсвих, Ю. А.  ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ АУДИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ [Текст] / Ю. А. Райсвих, Е. А. Бароненко, И. А. Скоробренко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 164-181. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.010.

Библиографический список

1. Баранова О. В. О некоторых общеучебных умениях аудирования // Филология и культура. 2021. № 3 (65). С. 173–183.

2. Дорохова А. М. Развитие межкультурных умений аудирования как необходимое условие реализации успешного межкультурного диалога // Научное мнение. 2022. № 11. С. 86–91.

3. Коренев А. А., Митрофанова А. А. Эмоциональный интеллект в подготовке преподавателей иностранных языков: профессиональные умения аудирования // Рема. 2022. № 2. С. 99–116.

4. Абрамова И. Е., Шишмолина Е. П. Обучение аудированию студентов неязыковых специальностей // Преподаватель XXI век. 2019. № 3-1. С. 72–81.

5. Анисимова Е. С., Воробец Л. В., Щеголева А. В. Интегрированный подход к обучению различным видам речевой деятельности на английском языке [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 6-1. DOI 10.17513/spno.32329.

6. Широких А. Ю. Технологии обработки аудиотекстовой информации в обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12, № S1. С. 124–128.

7. Чжу Ц. Обучение аудированию на русском языке на основе теории схем // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 2-1. С. 76–83.

8. Хайтао Д. Лингводидактический потенциал аутентичных аудиовизуальных текстов в методике обучения аудированию [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2022. № 5. С. 3067. eISSN 1997-8588.