Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассмотрена проблема формирования умения аналитически работать с современными научными текстами на всех видах научно-исследовательской практики (учебной, производственной, преддипломной). Иностранные магистранты, обучающиеся на русском языке, вынуждены преодолевать разного рода барьеры в освоении обязательной дисциплины в российском вузе. Часто предлагаемые для выполнения задания и заполнение итоговых отчетов не понимаются не только иностранными слушателями, но и российскими студентами, так как содержат большое количество научных терминов и требуют владения широкими фоновыми знаниями в рамках направления исследования. Цель статьи: выявить проблемные точки при прохождении научно-исследовательской практики, описать типичные ошибки, определить пути использования разных форм работы, выделить методические подходы к реализации требований научно-исследовательской работы магистранта.
Материалы и методы. Материалом исследования явился процесс формирования научно-исследовательского навыка у магистрантов, для которых русский язык не является родным. При сборе и описании результатов анализа использовались описательно-аналитические, эмпирические, статистические и диагностические методики. Для обоснования выводов применен эмпирический метод исследования — педагогическое наблюдение.
Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей по формированию научно-исследовательского навыка на практике (научно-исследовательская работа (НИР) у магистрантов, обучающихся по специальности русский язык как иностранный в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете, Южно-Уральском государственном университете. Предложенная форма работы с магистрантами направлена на выявление трудностей в продуцировании собственного научного текста на русском языке, в критическом анализе статей, монографий, диссертаций по гуманитарным наукам.
Обсуждение. В статье представлен к обсуждению вопрос о направлениях работы с иностранными слушателями на занятиях по практике (НИР). Анализ научных работ по проблеме написания научных работ современными магистрантами подтвердил высокую актуальность, научную новизну и лингводидактический потенциал заявленной темы.
Заключение. В результате исследования доказано, что последовательное выполнение действий со вторичными научными текстами под руководством преподавателя постепенно формирует навык продуцирования сначала небольших научных статей, устных докладов на научном семинаре, в итоге — самостоятельного оригинального научного исследования в жанре выпускной квалификационной работы.
научно-исследовательский навык; научно-исследовательская практика; методы работы с научным текстом
– выявлены проблемные вопросы при прохождении научно-исследовательской практики всех видов у иностранных граждан, обучающихся в России;
– сделан анализ основных методических подходов к разным формам работы на научном семинаре;
– даны методические рекомендации по внедрению успешных заданий для развития научно-исследовательского мышления у магистров из разных стран.
Савельева, Н. В. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАВЫКА У МАГИСТРАНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ [Текст] / Н. В. Савельева, А. А. Миронова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 182-196. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.011.
1. Аббасова З. Б. Обучение иностранных студентов аннотированию и реферированию // Воспитание языкового вкуса студентов в процессе преподавания русской словесности : материалы докладов и сообщений XXIV Международной научно-методической конференции, 08 февраля 2019 года. СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. С. 295–299.
2. Божкова М. И. Обучение реферированию научной статьи (из опыта работы с иностранными магистрантами) // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития : материалы XX Международной научно-практической конференции, 3 октября 2019 года. Минск, 2020. С. 380–383.
3. Вьюгина С. В. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов // Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 18–19 апреля 2019 года. Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2019. С. 247–252.
4. Гаврилова И. В. Использование различных видов чтения при обучении реферированию научных статей студентов-иностранцев многопрофильных вузов // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации : cборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции. 2019, 14 мая 2019 года. Курск : Курский государственный медицинский университет, 2019. С. 475–480.
5. Арнольд И. В. Основы научных исследований в лингвистике : учебное пособие. 2-е изд., стер. Москва : ФЛИНТА, 2018. – 176 с.
6. Шипилина Л. А., Шипилина В. В. Технология портфолио при подготовке магистров: опыт разработки и применения // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 3 (20). С. 164–167.
7. Комарова З. И. Технология научных исследований в системной методологии современной лингвистики : учебное пособие. 3-е изд., стер. Москва : ФЛИНТА, 2018. – 208 с.
8. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Психология. 2006. № 1. С. 15–21.