Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье раскрывается сущность, предназначение довузовского образования и процесс его становления в контексте региональной истории. Довузовское образование — это неотъемлемый компонент отечественной образовательной системы, который является проявлением демократизации отечественного образования. Данная статья позволяет определить закономерности влияния социальных процессов на систему образования.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научно-педагогической, социологической литературы, архивных источников по истории Южного Урала, посвященных проблеме становления довузовского образования в России. Методологической базой исследования являются системный и междисциплинарный подходы, что обусловило применение сопоставительного анализа cодержания системы довузовского образования в 1920-е годы и в настоящее время.
Результаты. Выделены причины создания рабочих факультетов, формы становления его на Южном Урале; выявлены закономерности влияния общественных изменений на образование на примере оформления довузовского образования. Описан процесс возникновения довузовского образования в отечественной системе. Раскрыты особенности создания рабочих факультетов.
Обсуждение. Рабочий факультет был первой формой довузовского образования. Их создание в 1920-е годы в России и на Урале было закономерным итогом произошедших революционных изменений. Появление и их дальнейшее функционирование является одним из проявлений демократизации отечественной образовательной системы в XX в.
Заключение. Результатом деятельности рабочих факультетов было повышение уровня их подготовки в системе довузовского образования, что способствовало повышению их дальнейшего профессионального обучения. Сравнение форм довузовского образования 1920–1930-х г. г. и современной России (рабочий факультет, подготовительное отделение) позволяет утверждать, что их цели, педагогические и социальные функции остались неизменными. Делается вывод о том, что изучение социального портрета обучающегося, уровня его подготовки, мотивов позволит повысить эффективность образовательного процесса в системе довузовского образования.
рабочий факультет; довузовское образование; образование на Южном Урале, демократизация образования
– выявлено, что система довузовского образования в России и на Южном Урале насчитывает более ста лет;
– проанализировано, что ее создание связано с формированием новой советской системы образования;
– доказано, что это была эффективная форма довузовской подготовки с целью формирования непрерывного образования квалифицированных кадров из рабочих и крестьян для советской экономики;
– определено, что организация образовательного процесса в системе довузовского образования необходима в целях преодоления дефицита кадров в Челябинской области.
Мулюкова, А. Г. РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ — ПЕРВАЯ ФОРМА ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ [Текст] / А. Г. Мулюкова, И. А. Новиков, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 113-131. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.007.
1. Арсланова М. М. Улучшение качества довузовского образования – залог роста интеллектуального капитала страны // Экономика и социум. 2019. № 3 (58). С. 122–125.
2. Гришина Ю. В. Содержание довузовской подготовки в условиях интеграции общего и профессионального образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. № 2 (48). С. 103–115.
3. Казакова О. Н., Кобзева Н. И. Довузовское образование в системе современной профессиональной подготовки // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 8 (208). С. 9–15.
4. Корнеев В. В. От рабфаков – к покорению космоса! // Клуб историков и обществоведов «КЛИО» : [сайт]. 02.02.2019. URL: https://istoriki.su/istoricheskie-temy/mir_i_sovetski_soyuz_v_20-ye_gody/415-ot-rabfakov-k-pokoreniyu-kosmosa.html (дата обращения: 05.04.2023).
5. Шведов С. Первые шаги рабочего факультета // Первый рабфак в СССР. К десятилетию рабфака им. Артема при институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова и Московской горной академии 1919–1929 : сборник. М. : Государственное издательство, 1929. С. 16–25.
6. Горбушина Е. И. К истории развития рабочих факультетов в Волго-Вятском регионе в 1920–1930 г. г. // Вестник Вятского государственного университета. 2011. № 4-3. С. 123–127.
7. Кривоноженко А. Ф. Рабочие факультеты в контексте парадигмы непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 3 (15). С. 90–96.
8. Барунов В. Ю. Роль рабочих факультетов в формировании новой интеллигенции в начале нэпа // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2010, Т. 16. № 4. С. 60–62.
9. Власова О. В. От рабочего факультета до факультета довузовской подготовки: эволюция и преемственность // Вестник Финансового университета. 2013. № 2 (10). С. 92–96.
10. Иванюшина В. А., Уильямс Е. П. Трекинг, школьная мобильность и образовательное неравенство // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 47–70.
11. Осипов А. М. Социология образования : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. А. М. Осипова. М. : Издательство Юрайт, 2019. – 367 с.