Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность изучения государственно-конфессиональных отношений в истории России в качестве научно-методического сопровождения дисциплины «Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений» модуля воспитательной деятельности ФГОС ВО. Цель статьи — обосновать воспитательный потенциал курса «Государственно-конфессиональные отношения в истории России».
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме воспитания патриотизма, гражданской идентичности, духовно-нравственных ценностей в преподавании дисциплин исторического содержания.
Результаты. На основе содержания курса «Государственно-конфессиональные отношения в истории России» обосновывается возможность патриотического воспитания студентов педагогического вуза в рамках реализации воспитательного модуля образовательных программ всех направлений педагогического образования. Доказывается положение о том, что знание истории взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций способствует осмыслению студентами исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей, политико-культурных, религиозных, национальных традиций, формирует чувство гражданской идентичности и патриотизма.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью изучения курса является реализация задач, поставленных перед российским образованием в деле воспитания студенческой молодежи.
Заключение. Делается вывод о том, что результатом изучения истории взаимоотношений государства и конфессий в истории России станут не только развитие мировоззренческих убеждений студенческой молодежи, формирование чувства гражданственности и патриотизма, но и подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности в полиэтнической и поликультурной образовательной среде.
патриотизм; патриотическое воспитание студентов; государственно-конфессиональные отношения в истории России; студенческая молодежь; ЮУрГГПУ
– обоснована актуальность патриотического воспитания молодежи в современных условиях;
– определен понятийный аппарат воспитательного процесса, современная правовая основа обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
– представлены возможности изучения истории государственно-конфессиональных отношений в истории России в реализации задач патриотического воспитания студенческой молодежи;
– воспитательным потенциалом обладают такие составляющие курса, как героико-патриотические страницы в истории госу-дарственно-конфессиональных отношений, региональная составляющая курса, а также научно-исследовательская работа студентов.
Чумаченко, Татьяна Александровна РОЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ [Текст] / Татьяна Александровна Чумаченко, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 212-235. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.013.
1. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации : методические рекомендации [Электронный ресурс] : утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 года / Федеральное агентство по делам молодежи, Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и моло-
дежи. Москва : Роспатриот, 2022. URL: file:///E:/%D0%9D%D0%B0%D1%83%
D0%BA%D0%B0/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%A7%D0%93%D0%9F%D0%A3/%D0%92%D1%8B%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%202018/%D0%92%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%202,2023/%D0%A7%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%A2%D0%90/Metodicheskie-rekomendatsii-po-Osnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf (дата обращения: 21.03. 2023).
2. Об образовании в Российской Федерации. Статья 2 [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г. : одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федеральный проект : срок реализации с 01.01.2021 г. по 31.12.2024 г.] // Минпросвещения России : [сайт], Москва. Дата обновления: 07 марта 2023, 14:13. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/. (дата обращения 12.03 2023).
4. Быков А. К. Пути совершенствования патриотического воспитания студентов педагогических вузов // Педагогическое образование и наука. 2010. № 5. C. 8–13.
5. Байбородова Л. В., Харисова И. Г., Белкина В. В. Патриотическое воспитание будущих педагогов : монография. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2015. – 127 с.
6. Нефедова А. С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки ЗабГУ. 2018. Т. 13, № 5. С. 71–76. (Педагогические науки).
7. Шкитина Н.С., Касаткина Н.С. Модель подготовки студентов педагогических вузов к организации гражданско-патриотического воспитания школьников // Вестник Нижне-Вартовского государственного университета. № 3 (2020) С. 115–123 URL: https://vestnik.nvsu.ru/2311-1402/article/view/49741 (дата обращения 21.04 2023).
8. Фролова К. А. Тенденции патриотического воспитания в современном вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 56–60.
9. Адаева Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи // Человек и образование. 2012. № 1. С. 130–134.
10. Гармаев Б. Б. Природа патриотизма и формы его проявления // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 6. С. 122–127.
11. Халий И. А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социс. 2017. № 2. С. 67–74.
12. Бурлакова И. И. Патриотическое воспитание: от слов к делу : учебно-методическое пособие. М., 2019. – 204 с.
13. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11, № 3. С. 18–24.
14. Быков А. К. Патриотическое воспитание детей и молодежи: процессный подход // Мир образования — образование в мире. 2020. № 1 (77). С. 41–50.
15. Мацефук Е. А., Разбегаев П. В. Духовно-нравственные ценности как основа воспитания патриотизма // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 С. 199–200.
16. Сайганова Е. В. Основные факторы формирования патриотических настроений у молодого поколения в современных социальных условиях // Известия Саратовского университета. 2020. Т. 20, № 3. С. 286–290. (Социология. Политология).
17. Щиголева Н. В. Психолого-педагогические детерминанты патриотического воспитания детей и молодежи // Историческая память и связь поколений как духовно-нравственная основа патриотического воспитания молодежи : сборник статей по материалам научно-практической конференции в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений, 27 января 2020 года. М. : МФЮА, 2021. С. 143–151.
18. Разбегаев П. В. Патриотизм как ключевой фактор воспитания: нормативно-правовой аспект // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). С. 148–150.
19. Мчедлова М. М. Диалог цивилизаций и эвристические возможности цивилизационной теории: новые оттенки понятий для новых явлений // Россия в современном диалоге цивилизаций. М. : Культурная революция, 2008. С.117–140.
20. Панарин А. С. Православная цивилизация. М. : Институт русской цивилизации, 2014. – 1 248 с.
21. Оганесян А. Г. Православная цивилизация — вызовы внутренние и внешние // Международная жизнь. 2022. №.8. С. 72–85.
22. Каргин Е. А. К вопросу о становлении концепта «православная цивилизация» // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2020. Т. 6, № 4. С. 77–88.
23. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций : учебное пособие. Брянск: Курсив, 2000. – 539 c.