Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.012
УДК: 378 : 54
ББК: 74.480.267 : 24
А. М. Стихова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Эксплуатация судовых механических установок», Государственный Морской Университет имени адмирала Ф. Ф.Ушакова, г. Новороссийск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ВУЗЕ
Аннотация

Введение. Несмотря на большое число дидактических исследований, проблема самостоятельной работы остается актуальной. По мнению автора, это прежде всего связано с упрощенным пониманием сущности самостоятельной деятельности. И это при условии, что объем содержания учебных дисциплин, предлагаемых для самостоятельного изучения и усвоения, повышается. Как следствие, от уровня самостоятельной работы студентов непосредственно зависит успешность предметного обучения. По утверждению автора, теория самостоятельной работы нуждается в развитии на основе новых концептуальных представлений.

Материалы и методы. В статье рассматривается самостоятельная работа с позиции интегративно-дифференцированного подхода к предметному обучению. Дана количественная оценка заданий для самостоятельного изучения содержания курса химии. Приведена методика определения уровня самостоятельной работы студентов, в том числе с использованием авторской компьютерной программы. В статье дано описание результатов экспериментального исследования эффективности разработанной методической системы.

Результаты. Рассматривается авторская система оценивания самостоятельной работы. Дано описание механизма оценивания уровня самостоятельной работы с использованием разработанных параметров и шкалы их оценивания. Экспериментально проверена предлагаемая система организации самостоятельной работы студентов при обучении химии в вузе. Полученные в ходе педагогического эксперимента данные свидетельствуют о положительных результатах проведенного исследования.

Обсуждение. В статье дано обоснование актуальности проблемы осуществления самостоятельной работы студентов в предметном обучении. Сформулированы положения концепции самостоятельной работы на базе интегративно-дифференцированного подхода. Разработана методическая система обучения химии в вузе, реализующая выдвинутые концептуальные идеи. Установлено, что для решения проблемы самостоятельной работы студентов взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации необходимо рассматривать с позиции дифференционно-интеграционной теории развития.

Заключение. В ходе проведенного исследования оценена педагогическая эффективность системы организации самостоятельной работы студентов. Подтверждена гипотеза о том, что успешность обучения напрямую зависит от уровня самостоятельной работы, выполняемой студентами в учебном процессе. Доказано, что система оценивания и контроля самостоятельной работы стимулирует активную деятельность студентов, создает условия для повышения мотивации к самостоятельному усвоению предметного содержания. Определена роль преподавателя в организации процесса обучения химии с использованием различных видов самостоятельной работы.

Ключевые слова

взаимосвязь интегративного и дифференцированного подхода; дифференционно-интеграционная теория развития; уровень самостоятельной работы; система оценивания; студенты вуза; химическое образование

Основные положения

– доказано, что решение проблемы осуществления самостоятельной работы стало возможным при условии использования нереализованных взаимосвязей интеграции и дифференциации; применения их дидактических эквивалентов в процессе обучения;

– взаимосвязь процессов интеграции и дифференциации следует рассматривать с позиции дифференционно-интеграционной теории развития;

– на основе дифференционно-интеграционного принципа развития сформулированы теоретические представления о самостоятельной работе и условиях ее организации.

Цитировать публикацию

Стихова , А. М.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ХИМИИ В ВУЗЕ [Текст] / А. М. Стихова , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 197-211. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.012.

Библиографический список

1. Сущность и содержание самостоятельной работы студентов в условиях высшего учебного заведения / С. Н. Казначеева [и др.] // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 42–45.

2. Гилязова И. Б. Методика организации и оценивания самостоятельной работы студентов вуза на примере изучения химических дисциплин // Сибирский педагогический журнал. 2012 .№ 2. С. 27–31.

3. Хамова С. Н. Оценка как один из стимулов самостоятельной работы студентов высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-1. С. 250–254.

4. Гавронская Ю. Ю., Мызникова А. В. Изучение эффективности методики организации самостоятельной работы по химии первокурсников военно-медицинского вуза на основе компенсационного подхода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2018. № 190. С. 124–133.

5. Чуприкова Н. И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. СПб. : Питер, 2007. – 448 с.

6. Волкова Е. В. Методологические проблемы разработки дифференционно-интеграционной теории развития // Принцип развития в современной психологии / под ред.: А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 151–168.

7. Волкова Е. В. Метаморфозы личностного смысла в процессе специально организованной деятельности // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 201–212.

8. Стихова А. М. Самостоятельная работа в системе взаимосвязи интегративного и дифференцированного подходов при обучения химии в вузе : монография. Новороссийск : Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова, 2015. – 118 с.

9. Большакова З. М., Медведев И. Ф. Дидактическая система самообразования в техническом университете // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 5. С. 20–33.

10. Салаватулина Л. Р. Тьюторская позиция преподавателя в сопровождении самостоятельной работы студентов // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 1. С. 114–127.