Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье обоснована актуальность проблемы вовлечения студентов в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза. Вопрос вовлечения не является новым, но педагогические механизмы вовлечения в цифровой образовательной среде вуза отличаются от традиционных. Между тем в вузах им уделяется, на наш взгляд, недостаточно внимание. Поэтому цель статьи — представить практическое применение педагогических механизмов вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научно-методической литературы по проблемам, методикам, методическим подходам, условиям вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Рассматриваются и анализируются понятия «вовлечение», «вовлеченность». Автор излагает собственный педагогический опыт работы по данной проблеме в высшей школе.
Результаты. На основе анализа источников научно-методической литературы, исследовательских педагогических работ даны определения «вовлечение», «вовлеченность», выявлен недостаток практического опыта вовлечения студентов в процесс обучения в цифровой образовательной среде вуза. Использование теоретических основ и собственного опыта педагогической деятельности позволило представить педагогические механизмы вовлечения обучающихся в цифровой образовательной среде вуза на примере дисциплины «Введение в специальность». Определено содержание педагогических механизмов, включающих методы, приемы, средства обучения, инструменты вовлечения. Проведен педагогический эксперимент, позволивший оценить профессиональную готовность обучающихся по результатам применения педагогических механизмов вовлечения в цифровую образовательную среду вуза.
Обсуждение. Подчеркивается, что значения когнитивного, операционально-деятельностного и мотивационного показателей в экспериментальной группе достоверно возросли, что свидетельствует о правильности подбора педагогических механизмоа вовлечения обучающихся в процесс обучения в цифровой образователь-ной среде вуза. Вовлеченность оценена уровнем профессиональной готовности обучающихся, который достиг высокого значения.
Заключение. Сделан вывод, что правильно выбранные педагогические механизмы усилят вовлеченность обучающихся в цифровую образовательную среду вуза, и тем самым будет достигнут высокий уровень профессиональной готовности.
вовлечение; вовлеченность; цифровая образовательная среда; педагогические механизмы вовлечения; образовательные технологии, методы обучения; средства обучения
– определены понятия «вовлечение», «вовлеченность» обучающихся в процесс обучения;
– выявлены проблемы вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза;
– представлена практика по использованию педагогических механизмов вовлечения обучающихся в цифровую образовательную среду вуза;
– выявлены методы, приемы, средства обучения в Амурском государственном университете, позволившие реализовать вовлеченность обучающихся в процессе изучения дисциплины «Введение в специальность» в цифровой образовательной среде вуза.
Бодруг, Н. С. ВОВЛЕЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ЦИФРОВУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА [Текст] / Н. С. Бодруг, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 24-42. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.002.
1. Вовлеченность в обучение: разумные подходы к мотивации (Аносино, 16 сентября 2020 г.) : материалы семинара “EduTech” / Корпоративный университет Сбербанка. Аносино, 2020. № 6 (37). URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/3663/ (дата обращения: 24.03.2023).
2. Astin A.W. (1984), “Student Involvement: A Developmental Theory for Higher Education”, Journal of College Student Personnel, vol. 25, № 4, pp. 297–308.
3. McIntyre D.J., Copenhaver R.W. & Byrd D.M. (1983), “A study of engaged student behavior within classroom activities during mathematics class”, The Journal of Educational Research, 77 (1), pp. 55–59.
4. Newman F.M. (1992), “Student Engagement and Achievement in American Secondary Schools”, Madison: Teachers College Press, pp. 11–39.
5. Kuh G.D. (2003), “What we’re learning about student engagement from NSSE: Benchmarks for effective educational practices”, Change: The Magazine of Higher Learning, vol. 35, № 2, pp. 24–32.
6. Эфендиев А. Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 41–56.
7. Шушлина М. Ю. Влияние новых форм организации учебного процесса на уровень вовлеченности студентов // Форум. 2019. № 2 (17). С. 126–133. (Гуманитарные и экономические науки).
8. Ткаленко С. В., Мирошниченко Д. В. Значение вовлеченности студентов и учащихся в образовательный процесс // Педагогика и психология: теория и практика. 2022. № 1 (25). С. 97–102.
9. Бабина Л. Н. Мотивация и вовлеченность студентов в процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Образование. Наука. Культура: традиции и современность : сборник трудов V всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 17–18 марта 2022 года, г. Анапа. Краснодар : Издательство «Общество с ограниченной ответственностью «Издательский Дом — Юг», 2022. С. 8–11.
10. Елькина И. Ю. Факторы вовлеченности студентов в учебный процесс в условиях дистанционного обучения // Образовательные ресурсы и технологии. 2022. № 1 (38). С. 7–13. DOI 10.21777/2500-2112-2022-1-7-13.
11. Степанова Э. В. Вовлеченность студентов в образовательный процесс [Электронный ресурс] // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию ФГБОУ ВО «Красноярский ГАУ», 19–21 апреля 2022 г. : в 2-х частях. Часть 1 : Образование: опыт, проблемы, перспективы развития / Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск : КГАУ, 2022. С. 177–181.
12. Малошонок Н. Г., Вилкова К. А. Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования : информационный бюллетень. Москва : Издательство «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. Том. 7 (24). – 44 с. (Мониторинг экономики образования). ISBN 978-5-7598-2644-6.
13. Киуру К. В., Попова Е. Е. Проблема студенческой вовлеченности в процесс обучения в условиях онлайн образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 380–384.
14. Yu-kai Chou (2013), The Octalysis Framework for Gamification & Behavioral Design, [Online]. URL: https://yukaichou.com/gamification-examples/octalysis-complete-gamification-framework/ (дата обращения: 24.03.2023).