Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В статье рассматривается своеобразный аспект изучения общения как многоуровневой системы, в которой макроуровень социальной коммуникации изучается средствами социальной рекламы, а микроуровень функции общения — средствами, которые обслуживают проектную деятельность (планирующие и организующие функции речевых высказываний). Исследование ориентировано на методологические принципы моделирования психологических условий, которые оптимизируют генезис новообразований юношества в направлении их позиции продуктивных участников совместной деятельности по созданию значимых социокультурных продуктов.
Материалы и методы. Применялся метод генетико-моделирующего эксперимента с организацией смены совместной деятельности психолога с респондентами в ходе формирования. Респондентами выступили две группы юношей: с нормативным развитием и преодолевающих болезненную зависимость от употребления психоактивных веществ.
Результаты. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что если на каждой фазе проектирования создавать специализированные условия, руководствуясь сменой форм совместной деятельности организатора с участниками и участников между собой, то они овладевают и способами проектирования, которые соответствуют каждой фазе, и средствами макро- и микрообщения на двух его уровнях — в группе и группы с адресатами социальной рекламы.
Обсуждение. Результаты исследования позволяют сопровождать развитие социализации юношества на основе активизации тех уровней коммуникативной компетентности, которые остаются вне пределов повседневного общения. Важно подчеркнуть, что принципы организации формирования оказались достаточно эффективными. Это позволяет сделать вывод о том, что при определенных условиях, создаваемых в процессе сопровождения группового взаимодействия участников в русле проекта «Социальная реклама», оказалось возможным наблюдать позитивную динамику как самоорганизации участников группы, так и изменения тех компонентов коммуникативной компетентности, от которых зависит продуктивность участия.
Заключение. Таким образом, данный подход в организации и сопровождении социальной коммуникативной компетентности, готовности и способности юношества соучаствовать в создании коммуникативной среды в позиции авторов групповых проектов выражает ценностно-смысловое отношение к этическим нормам организации жизни.
проектная деятельность; юноши; подростки; социальная реклама; аддикция; проект; общение; коммуникативная компетентность; социальная коммуникативная компетентность; совместная деятельность
– понимание коммуникативной компетентности как многоуровневого образования;
– при сопровождении процесса овладения способами совместной продуктивной деятельности участников группового проектирования на основе генетико-моделирующего эксперимента возможно создавать специализированные условия, руководствуясь сменой форм совместной деятельности;
– созданные условия обеспечили переход на более высокие уровни коммуникативной компетентности в группах с разным уровнем готовности к совместной продуктивной деятельности;
– выявлены специфические новообразования на фазе экспертной оценки образцов социальной рекламы, разработки замысла социальной рекламы, реализации замысла социальной рекламы;
– выявлены дополнительные условия, необходимые для обеспечения динамики новообразований в группах юношей, преодолевающих наркозависимость.
Романовская, В. Г. ОБЩЕНИЕ КАК МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА В КОНТЕКСТЕ РАЗРАБОТКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ) [Текст] / В. Г. Романовская, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 301-329. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.017.
1. Глазунова О. И. О двух подходах к диагностике взаимодействий в совместной работе: от оценки взаимодействий в мониторинговых исследованиях PISA к деятельностному анализу сотрудничества в проектных командах // Психологическая наука и образование. 2019. № 5. С. 58–70. DOI 10.17759/pse.2019240506.
2. Громыко Ю. В. Диагностическая методика оценки способностей к проектированию деятельности в групповой работе «ПЕРИМЕТР» // Психологическая наука и образование. 2020. № 2 С. 5–18. DOI 10.17759/pse.2020250201.
3. Ляудис В. Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение: стратегия и практика. 1994. С. 13–33.
4. Winograd D. (2003), “The Roles, Functions and Skills of Moderators of Online Educational Computer Conferences for Distance Education”, Distance Education: What Works Well, 61–72. DOI 10.1300/J025v20n03_08.
5. Братусь Б. С. Аномалии личности. Психологический подход. М. : Никея, 2019. – 592 с.
6. Wood J.T. (2016), Interpersonal Communication. Everyday encounters. Canada, edition 8, 431 p. ISBN-13: 978-1-285-44583-0.
7. Романовская В. Г. Готовность быть участником проектного взаимодействия подростков и юношества группы нормы и группы с химическими аддикциями // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 216–224. DOI 10.33910/1992-6464-2021-200-216-224.
8. Рубцов В.В. От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа // Культурно-Историческая психология. 2018. № 3. С. 5–30. DOI 10.17759/chp.2018140302.
9. Eagle N. (2009), “Eigenbehaviors: Identifying Structure in Routine”, Behavioral, Ecology and Sociobiology, no. 7, pp. 1057–1066.
10. Leach С. &Jankowski T. (2022), “Exploring communication disparities in late old age through the lens of communication infrastructure theory”, Innovation in Aging, no. 6, pp. 585–595. DOI 10.1093/geroni/igac059.2195.
11. Kappelman T. (2001), Marshall McLuhan: “The Medium is the Message”, [Online]. URL: http://www.leaderu.com/orgs/probe/docs/mcluhan.html (дата обращения: 17.01.2023).