Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.015
УДК: 159.9.072
ББК: 88.9
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. С. Дмитриева ORCID
Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АГРЕССИВНОЙ ТРАНСПРОПАГАНДЫ
Аннотация

Введение. В настоящее время мы наблюдаем агрессивную пропаганду гендерной теории (многовариабельность пола) и транс-гендерности, которая привносит искаженные представления культуры семьи в жизнедеятельность человечества. Поэтому очень важно научиться противостоять агрессивным транспропагандным тенденциям, чтобы сохранить уникальность и целостность своей личности. Цель исследования: изучить взаимосвязи между тревожностью и полоролевым поведением детей.

Материалы и методы. В ходе исследования использованы: Методика «Полоролевой опросник» С. Бэм; Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша; Метод математической обработки: метод ранговой корреляции rs-Спирмена.  

Результаты. В структуре полоролевого поведения (маскулинность, феминность, андрогинность) выявлена доминирующая степень андрогинности (95 %); деструктивный уровень тревожности при этом проявился у 52,5 % испытуемых. Расчет ранговой корреляции подтвердил взаимосвязь тревожности и полоролевого поведения.

Обсуждение. Ведущим фактором становления полоролевого поведения и эмоциональной устойчивости ребенка являются сложившиеся взаимоотношения в семье. Проведенное обсуждение акцентуировало директивность, которая проявляется в форме тенденции к родительскому лидерству, завоеванию авторитета, основанного на доминантном стиле общения. Такое воспитание приводит либо к беспомощному подчинению власти родителей в реализации полоролевого поведения, либо к эмоциональному дистанцированию.

Заключение. В процессе исследования психологического пола детей и компонентов эмоциональной устойчивости выяснено, что эмоциональная устойчивость характеризуется когнитивным, эмоциональным, волевым и мотивационным структурными компонентами; эмоциональная устойчивость детей (ее эмоциональный компонент) коррелирует с психологическим полом: с андрогинностью (как результат агрессивной транспропаганды) и нуждается в реализации целевых вариативных и инвариантных психолого-педагогических программ формирования эмоциональной устойчивости детей.

Ключевые слова

эмоциональная устойчивость; транспропаганда; полоролевое поведение; тревожность; личность

Основные положения

– полоролевое поведение имеет сложную структуру и зависит от уровня тревожности личности;

– ведущим фактором становления полоролевого поведения являются сложившиеся взаимоотношения в семье;

– требуется разработать инвариантные и вариативные целевые программы коррекции семейных взаимоотношений.

Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АГРЕССИВНОЙ ТРАНСПРОПАГАНДЫ [Текст] / В.И. Долгова, В. С. Дмитриева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 259-277. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.015.

Библиографический список

1. Ашихмина О. А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации : дис. ... канд. психолог. наук. Москва : МГППИ, 2017.– 219 с.

2. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 464 с. ISBN 5-94723-3630.

3. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. Москва : Педагогика, 1981. – 208 с.

4. Левин К. Динамическая психология. Москва : Смысл, 2001, – 570 с. ISBN 5-89357-092-8.

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва : Прогресс, 1996. – 340 с. ISBN 5-01-004479-X.

6. Айгумова З. И., Идрисова З. А. Исследование эмоциональной устойчивости детей в контексте детско-родительских отношений // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 53–63.

7. Долгова В. И., Дергачева Р. Г. Проблемы адаптации детей мигрантов. Москва : Перо, 2021. – 201 с. ISBN 978-5-00171-887-1.

8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М. : Академия, 2015. – 208 с. ISBN 5-7695-2I46-5.

9. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической статистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. – 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6.

10. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. – 256 с. ISBN 5-86776-017-0.

11. Болшунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 7–17.

12. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности. Москва : Перо, 2014. – 173 с. ISBN 978-5-91940-929-8.

13. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии, 1990. № 1. С. 106–113.

14. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал, 2017. № 3 С. 337–346.

15. Гаджиева А. Ш. Вопросы эмоциональной устойчивости в условиях информационного давления // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 2021. № 4 (58). С. 181–186.

16. Терешко А. В. Гендерные особенности агрессивного поведения у современных подростков // Тенденция развития науки и образования, 2020. № 60 (20). С. 62–65.

17. Конеева Е. В., Коток Т. И. Проблемы психолого-социальной реабилитации подростков на основе оптимизации эмоциональной устойчивости // Человеческий капитал, 2019. 6-2 (126). С. 282–288.

18. Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института, 2019. № 1(82). С. 138–149.

19. Каргин М. И., Тишкина А. А. Изучение эмоциональной устойчивости у подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2019. № 1. С. 186–190.