Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В настоящее время мы наблюдаем агрессивную пропаганду гендерной теории (многовариабельность пола) и транс-гендерности, которая привносит искаженные представления культуры семьи в жизнедеятельность человечества. Поэтому очень важно научиться противостоять агрессивным транспропагандным тенденциям, чтобы сохранить уникальность и целостность своей личности. Цель исследования: изучить взаимосвязи между тревожностью и полоролевым поведением детей.
Материалы и методы. В ходе исследования использованы: Методика «Полоролевой опросник» С. Бэм; Методика «Шкала тревожности» Р. Кондаша; Метод математической обработки: метод ранговой корреляции rs-Спирмена.
Результаты. В структуре полоролевого поведения (маскулинность, феминность, андрогинность) выявлена доминирующая степень андрогинности (95 %); деструктивный уровень тревожности при этом проявился у 52,5 % испытуемых. Расчет ранговой корреляции подтвердил взаимосвязь тревожности и полоролевого поведения.
Обсуждение. Ведущим фактором становления полоролевого поведения и эмоциональной устойчивости ребенка являются сложившиеся взаимоотношения в семье. Проведенное обсуждение акцентуировало директивность, которая проявляется в форме тенденции к родительскому лидерству, завоеванию авторитета, основанного на доминантном стиле общения. Такое воспитание приводит либо к беспомощному подчинению власти родителей в реализации полоролевого поведения, либо к эмоциональному дистанцированию.
Заключение. В процессе исследования психологического пола детей и компонентов эмоциональной устойчивости выяснено, что эмоциональная устойчивость характеризуется когнитивным, эмоциональным, волевым и мотивационным структурными компонентами; эмоциональная устойчивость детей (ее эмоциональный компонент) коррелирует с психологическим полом: с андрогинностью (как результат агрессивной транспропаганды) и нуждается в реализации целевых вариативных и инвариантных психолого-педагогических программ формирования эмоциональной устойчивости детей.
эмоциональная устойчивость; транспропаганда; полоролевое поведение; тревожность; личность
– полоролевое поведение имеет сложную структуру и зависит от уровня тревожности личности;
– ведущим фактором становления полоролевого поведения являются сложившиеся взаимоотношения в семье;
– требуется разработать инвариантные и вариативные целевые программы коррекции семейных взаимоотношений.
Долгова, В.И. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АГРЕССИВНОЙ ТРАНСПРОПАГАНДЫ [Текст] / В.И. Долгова, В. С. Дмитриева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2023. — № 2 (174). — С. 259-277. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.015.
1. Ашихмина О. А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации : дис. ... канд. психолог. наук. Москва : МГППИ, 2017.– 219 с.
2. Куликов Л. В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 464 с. ISBN 5-94723-3630.
3. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование. Москва : Педагогика, 1981. – 208 с.
4. Левин К. Динамическая психология. Москва : Смысл, 2001, – 570 с. ISBN 5-89357-092-8.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Москва : Прогресс, 1996. – 340 с. ISBN 5-01-004479-X.
6. Айгумова З. И., Идрисова З. А. Исследование эмоциональной устойчивости детей в контексте детско-родительских отношений // Проблемы современного образования. 2017. № 5. С. 53–63.
7. Долгова В. И., Дергачева Р. Г. Проблемы адаптации детей мигрантов. Москва : Перо, 2021. – 201 с. ISBN 978-5-00171-887-1.
8. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М. : Академия, 2015. – 208 с. ISBN 5-7695-2I46-5.
9. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической статистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. – 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6.
10. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. – 256 с. ISBN 5-86776-017-0.
11. Болшунова Н. Я. Кризис детства или кризис взрослости: проблема отношений детского и взрослого общества в современном мире // Развитие человека в современном мире. 2019. № 1. С. 7–17.
12. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности. Москва : Перо, 2014. – 173 с. ISBN 978-5-91940-929-8.
13. Дьяченко М. И., Пономаренко В. А. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости // Вопросы психологии, 1990. № 1. С. 106–113.
14. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал, 2017. № 3 С. 337–346.
15. Гаджиева А. Ш. Вопросы эмоциональной устойчивости в условиях информационного давления // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки, 2021. № 4 (58). С. 181–186.
16. Терешко А. В. Гендерные особенности агрессивного поведения у современных подростков // Тенденция развития науки и образования, 2020. № 60 (20). С. 62–65.
17. Конеева Е. В., Коток Т. И. Проблемы психолого-социальной реабилитации подростков на основе оптимизации эмоциональной устойчивости // Человеческий капитал, 2019. 6-2 (126). С. 282–288.
18. Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института, 2019. № 1(82). С. 138–149.
19. Каргин М. И., Тишкина А. А. Изучение эмоциональной устойчивости у подростков // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии, 2019. № 1. С. 186–190.