Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2023 № 2 (174) Психологические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.016
УДК: 159.9.072
ББК: 88.9
В.И. Долгова ORCID
Профессор, доктор психологических наук, декан факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. А. Кондратьева ORCID
Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Т. Е. Зайкина ORCID
Магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация

Введение. Задатки и способности играют свою роль в процессе образования, но особенно важную роль в адаптации и продуктивности обучения играет внимание и то, как выстроен сам образовательный процесс. Существует большое количество исследований по проблеме развития внимания разных возрастов, но недостаточно работ, которые исследуют влияние внимания на успеваемость в условиях цифровой образовательной среды. Цель работы — провести теоретическое и эмпирическое исследование характера взаимосвязей свойств внимания и успеваемости обучающихся.

Материалы и методы. Исследование проведено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 99 г. Челябинска» с помощью «Колец Е. Ландольта», «Корректурной пробы (Теста Б. Бурдона)», «Запомни и расставь точки» В. Богомолова, метода ранговой корреляции rs-Спирмена.

Результаты. Выявлены низкие уровни устойчивости внимания (40 %), концентрации внимания (26 %), переключаемости (27 %), распределения (26 %), объёма (34 %). Показатели успеваемости изучены по русскому языку, математике, литературному чтению, иностранному языку, окружающему миру. Выявлена статистически достоверная, прямая связь между показателями свойств внимания и успеваемостью младших школьников.

Обсуждение. Проведенное исследование подтверждает значение профессионально выстроенных коррекционно-развивающих занятий, которые позволяют наблюдать, как хорошо ребенок способен контролировать себя в процессе выполнения заданий, что приводит к тому, что каждое коррекционно-развивающее занятие — это индивидуализированная деятельность, которая соответствует темпераменту ребенка, темпу работы, его способностям и уровню развития внимания.

Заключение. Проведенное исследование установило корреляционные связи между вниманием и успеваемостью, этому способствует учет возрастных особенностей и приводит к тому, что игровые элементы во время занятия, продуктивные виды деятельности, эмоциональная вовлеченность обучающего и обучающегося, регулярная смена деятельности дают возможность успешного развития внимания детей за счёт того, что внимание всё время поддерживается на высоком уровне. На то, как успешно проявляет ребёнок себя в образовательном процессе, влияет характер взаимосвязей между отдельными свойствами внимания, теснота этих связей и то, какое именно свойство занимает ведущее положение в корреляционной структуре свойств внимания. Развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

Ключевые слова

внимание; устойчивость внимания; объем внимания; концентрация внимания; успеваемость; цифровая образовательная среда

Основные положения

– cуществуют взаимосвязи между вниманием и успеваемостью младших школьников;

– характер взаимосвязей свойств внимания и успеваемости зависит от индивидуальных особенностей обучающихся;

– развитие цифровой образовательной среды требует создания системы целевых психолого-педагогических программ, отражающих специфику коррекции всех свойств внимания.

Цитировать публикацию

Долгова, В.И.  ВЛИЯНИЕ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ [Текст] / В.И. Долгова, О. А. Кондратьева, Т. Е. Зайкина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2023. — №  2 (174). — С. 278-300. — DOI: 10.25588/CSPU.2023.174.2.016.

Библиографический список

1. Пичугин С. С., Громова Л. А., Красноперова В. Ф. Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе // Инновационные проекты и программы в образовании, 2021. № 6 (78). С. 75–80.

2. Алмазова И. Г., Долгошеева Е. В., Игонина Е. В., Корякина Г. А., Числова С. Н. WIKI-ПЛОЩАДКА как средство развития цифровой грамотности и умений самостоятельной работы млдших школьников // Казанский педагогический журнал, 2020. № 3 (140). С. 127–135.

3. Шаповалова О. Н. Преимущества и риски цифровизации школьного образования глазами педагогов и родителей: аналитический обзор // Научное обозрение. Педагогические науки, 2022. № 1. С. 49-54.

4. Борзенкова О. А., Ким Е. П. Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект) // Гуманитарные балканские исследования, 2019. № 1(3). С. 8–11.

5. Бегиева Б. М., Кабжихов А. А. Психологические особенности внимания младших школьников // Вопросы науки и образования, 2020. № 26 (110). С. 36–39.

6. Колисниченко Г. В. Развитие внимания младших школьников // Аллея науки, 2020. № 5 (44). С. 816–819.

7. Петрова С. С., Кривоносова А. С. Влияние игры на развитие внимания младших школьников // Вопросы педагогики, 2020. № 11-2. С. 246–249.

8. Шугарова А. Д. Развитие внимания младшего школьника в период адаптации к школе // Вестник научных конференций, 2021. № 6-3 (70). С. 105–107.

9. Разумникова О. М., Николаева Е. И. Тормозные функции мозга и возрастные особенности организации когнитивной деятельности // Успехи физиологических наук, 2019. № 50 (1). С. 75-89. DOI 10.1134/S0301179819010090.

10. Петрова Е. В. Развитие внимания как один из основных факторов успешного обучения младших школьников // Постулат, 2020. № 9 (59). С. 38.

11. Булуева Ш. И., Цамаева А. А. Особенности развития памяти и внимания младших школьников в условиях информационно-коммуникационной среды // Известия Чеченского государственного университета, 2020. № 2 (18). С. 92–98.

12. Шагаева Н. А., Гильджирова А. Г., Лиджиева Е. В., Муджикова А. В. Особенности развития внимания у младших школьников на уроках технологии // Педагогический журнал, 2020. № 6-1. С. 134–141.

13. Цвирбут В. В. Содержательные и динамические характеристики концентрации внимания младших школьников // Современное образование Витебщины, 2021. № 3 (33). С. 69–71.

14. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование, 2019. № 3. С. 32–42.

15. Солдатова Г. У., Вишнева А. Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия, 2019. № 3(105). С. 97–118.

16. Редько М. П. Особенности произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития // Вестник Луганского национального университета имени Тараса Шевченко, 2019. № 1(24). С. 80–85.

17. Верхотурова Н. Ю., Литвинова А. Г., Антошечкина Г. К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 2019. Т. 8, № 5-1. С. 203–213.

18. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва : Академия, 2015. – 208 с. ISBN 5-7695-2I46-5.

19. Перевозкин С. Б, Перевозкина Ю. М. Методы математической статистики в научно-исследовательской работе психолога. Новосибирск : Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2017. – 162 c. ISBN 978-5-7014-0797-6.

20. Романова Е. С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. Москва : Дидакт, 1991. – 256 с. ISBN 5-86776-017-0.

21. Акопов Г. В., Акопян Л. С., Долгова В. И. Осознание последствий цифровизации в представлениях о возможном // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. № 4 (57). С. 14–21.

22. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Кондратьева О. А. Развитие мнемических процессов субъектов образовательной среды. М.: Перо, 2021. – 146 с. ISBN 978-5-00189-820-7.