Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Содержание данной статьи отражает актуальную проблему современного начального языкового образования и высшего образования в рамках освоения студентами методики обучения младших школьников русскому языку. Эта проблема обозначена с учетом современных целей, задач и принципов, обозначенных в содержании нормативно-правовой базы современной системы образования. Ее анализ позволил определить необходимость изучения содержания работы по достижению компетенций, необходимых для организации обучения младших школьников русскому языку с учетом современных тенденций и особенностей жизни человека, государства и общества.
Материалы и методы. С целью детального рассмотрения содержания методики обучения младших школьников русскому языку и освоению данной предметной области обучающимися начальной школы выполнен анализ актуальной нормативной документации, рассмотрены точки зрения и исследовательские материалы ученых и методистов на работу по достижению компетенций, необходимых для организации обучения младших школьников русскому языку в условиях современных тенденций образовательного процесса. Вследствие этого анализа выделены планируемые результаты по достижению методического блока содержания обучения русскому языку младших школьников, которые являются основой разработки содержания демонстрационного экзамена для будущих учителей начальных классов как основного способа отражения достигнутых ими знаний, умений, навыков и погружения в максимально приближенный к реальному учебный процесс.
Результаты. В качестве результатов исследовательской работы в области содержания работы по достижению компетенций, необходимых для организации обучения младших школьников русскому языку в условиях современных тенденций образовательного процесса, представлен анализ содержания официального сайта Министерства просвещения, где содержится информация о значимости и обязательности проведения демонстрационного экзамена. Путем анализа рабочих программ дисциплин и нормативно-правовой документации представлена примерная структура экспертных листов, в которых отражаются показатели сформированности тех или иных профессиональных компетенций, которые являются необходимыми для организации обучения младших школьников русскому языку в условиях современных тенденций образовательного процесса. Каждому показателю должен быть присвоен определенный балл. Далее представлена формулировка содержания заданий по методике русского языка. Первое задание представлено в виде проведения фрагмента урока русского языка по изучению новой темы, закреплению или др. Второе задание отражает теоретическую часть и практико-ориентированную работу учителя начальных классов в виде методических материалов.
Обсуждение. В качестве обсуждения предлагаем содержание примерного ответа обучающегося на первое задание методического блока – фрагмент урока по знакомству с новым языковым понятием. При этом для комиссии предоставляется документ с указанием фамилии, группы, формулировки задания, темы, класса, цели фрагмента урока, его задач (образовательная, развивающая, воспитывающая), планируемых (предметные, метапредметные и личностные) результатов, форм организации работы на уроке, контроля и оценки, а также методов и приемов, которые будущий педагог предлагает реализовать при проведении фрагмента. Далее представляется таблица конспекта или технологической карты урока: в содержании статьи представлен только один пункт для образца и понимания примерного ответа. При организации ответа во время реального проведения демонстрационного экзамена – эта часть ответа на первое задание билета увеличивается до последующих этапов.
Заключение. Сделан вывод о том, насколько актуальна работа по подготовке и проведению демонстрационного экзамена среди обучающихся (будущих учителей начальных классов) при реализации работы по достижению компетенций, необходимых для организации обучения младших школьников русскому языку в условиях современных тенденций образовательного процесса. Определены примерные перспективы реализации данного направления в системе высшего и начального образования и обозначена актуальность и практикоориентированность данного вида деятельности в рамках дисциплин методического блока.
начальное образование; русский язык; методика обучения русскому языку; младшие школьники; демонстрационный экзамен; вуз
Основные положения:
– в качестве проблем обучения младших школьников русскому языку в рамках современной системы образования автор видит переосмысление системы подготовки будущих учителей начальных классов к реализации процесса обучения младших школьников русскому языку;
– выделено обоснование необходимости проведения демонстрационного экзамена;
– способами реализации процесса освоения будущими учителями начальных классов компетенций, необходимых для успешной реализации методики обучения младших школьников русскому языку, является процесс организации и реализации демонстрационного экзамена.
Милютина, А. А. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН [Текст] / А. А. Милютина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 2 (180). — С. 177-199. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.009.
1. Фишман Л. Региональные стратегии развития образования: существует ли образовательная политика на уровне субъектов Российской Федерации? // Образовательная политика. 2022. № 3 (91). С. 72–83. DOI 10.22394/2078-838X-2022-3-72-82. EDN: DLSZTN
2. Куриленко В. Б., Ершова Р. В., Новикова И. А. Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Т. 19, № 2. С. 185–194. DOI 10.22363/2313-1683-2022-19-2-185-194. EDN: SKQFBP
3. Манакова Л. М. Обеспечение целостности содержания дисциплины «Методика преподавания русского языка»: системный подход // Русский язык в школе. 2023. Т. 84, № 2. С. 79–87. DOI 10.30515/0131-6141-2023-84-2-79-87. EDN: SWVNUC (Scopus, ERIH PLUS).
4. Трегубова Л. С Проблемы современного начального языкового образования // Школа будущего. 2020. № 1. С. 298–307. EDN: XIKFAR
5. Похолков Ю. В., Горянова Л. Н. Языковая среда: от понятия к принципам создания // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 7. С. 123–136. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-7-123-136. EDN: PVVYXA (Scopus).