Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Изучение русского синтаксиса в школе и вузе нацелено в первую очередь на формирование речевой компетенции, что соответствует антропоцентрическому подходу, определяющему тенденции развития современного языкознания. Коммуникативная составляющая процесса обучения русскому синтаксису предполагает включение всех способов оформления авторской мысли. Обращение к дискуссионному вопросу — статусу обобщенно-личных предложений как самостоятельного структурно-семантического типа необходимо в процессе обучения русскому языку в средней и высшей школе. Цель статьи. Представить возможности эффективного изучения обобщенно-личного предложения в школе и вузе, аргументировать необходимость введения в круг анализируемых единиц примеры фразеологического фонда.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы в области русского синтаксиса, систематизация опыта работы в высшей школе, педагогическое наблюдение. В данной статье в упражнениях для изучения обобщенно-личных предложений с главным членом процессуальным фразеологизмом используются примеры таких конструкций в художественных текстах, что расширяет представление обучающихся о включении обобщенно-личных предложений в разные жанры и демонстрирует функциональные возможности данных единиц.
Результаты. В статье представлен опыт работы преподавателей современного русского языка по изучению синтаксиса на филологическом факультете. Апробированные упражнения направлены на выявление структуры, функций и семантики обобщенно-личных предложений, а также квалификации отдельных конструкций.
Обсуждение. В статье показаны пути анализа предикативного центра обобщенно-личного предложения с компонентом — процессуальным фразеологизмом. Материал подобного анализа позволяет решать логические и системные задачи в курсе обучения русскому языку.
Заключение. Авторы сделали вывод о том, что дидактический материал по теме «Обобщенно-личные предложения», включающий единицы фразеологического фонда русского языка, обеспечивает эффективную работу по формированию коммуникативных умений и навыков современного педагога, изучение односоставных предложений и их функционального наполнения формами глаголов и процессуальных фразеологизмов обосновано требованием развития филологически эрудированной, одарённой личности, способной выразить все необходимые оттенки смысла на русском литературном языке.
синтаксис; односоставные предложения; обобщенно-личные предложения; процессуальный фразеологизм
Основные положения:
– определены основные этапы изучения обобщенно-личного предложения; предложены авторские материалы для изучения данной темы в курсе современного русского языка студентов бакалавриата;
– представлены формы сказуемых, выраженных процессуальными фразеологизмами, в обобщенно-личном предложении, типы заданий, направленных на формирование речевой и коммуникативной компетенции выпускников педагогического вуза;
– как одна из основных для изучения сказуемого в обобщенно-личном предложении в вузе определена проблема способов выражения главного члена, соотношения в этой функции процессуальных фразеологизмов с глаголами в семантическом и грамматическом отношениях;
– рассмотрены лингводидактические возможности использования фразеологического материала как источника изучения синтаксиса простого предложения; обоснована целесообразность введения его в лингводидактику.
Казачук, И. Г. ОБОБЩЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СИНТАКСИСА В ШКОЛЕ И ВУЗЕ [Текст] / И. Г. Казачук, Н. В. Глухих, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 2 (180). — С. 137-159. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.007.
1. Долин Ю. Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка) : монография. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 129 с.
2. Долин Ю. Т. К вопросу о синтаксическом статусе обобщенно-личных предложений в русском языке // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 5. С. 4–6.
3. Гоголина Т. В., Пипко Е. И. Трудные вопросы изучения односоставных предложений в школе // Филологический класс. 2007. № 1 (17). С. 19–21. EDN: OXWYJH (Scopus, WoS).
4. Сотова И. А., Квашнина Д. С. Закономерности формирования научной лингвистической картины мира школьников на уроках русского языка в Российской Федерации // Русистика. 2023. Т. 21, № 4. С. 503–521. DOI 10.22363/2618-8163-2023-21-4-503-521. EDN: VVZYYX (Scopus).
5. Андрианова Д. В., Игнатьева Н. Д., Никитина Т. Г. Пословицы восточных славян в сопоставительной лексикографической репрезентации // Научный диалог. 2020. № 7. С. 9–23. DOI 10.24224/2227-1295-2020-7-9-23. EDN: ZXAVBU (WoS).
6. Лаврентьев В. А. Изучение односоставных предложений в вузе и школе // Актуальные проблемы современной методики преподавания русского языка в вузе и школе : сборник трудов III Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки, профессора Г. Н. Приступы, 29–30 ноября 2018 г. / отв. ред. О. А. Скрябина. Рязань : Концепция, 2018. С. 257–262. EDN: YTTJXV
7. Ярыгина Е. С. Проблемы изучения синтаксических единиц в современном вузовском курсе русского синтаксиса // Русский язык в школе. 2019. Том 80, № 6. С. 91–94. DOI 10.30515/0131-6141-2019-80-6-91-94. EDN: JQOCZP (Scopus, RSCI).
8. Лютикова Е. А. Есть ли синтаксический подъем в русском языке? Часть 2: Малые клаузы // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2022. № 6. C. 58–74. DOI 10.55959/MSU0130-0075-9-2022-6-58-74. EDN: DNAAHN (RSCI).
9. Калинин А. Ф. Типология фразеологизированных обобщенно-личных предложений в русском языке // Русский язык в школе. 2016. № 12. С. 46–53. EDN: XDNKOV (Scopus, RSCI).
10. Селеменева О. А. Интерактивные формы и методы обучения в курсе синтаксиса русского языка // Современное образование. 2017. № 2. С.44–56. EDN: YSYKIF
11. Конькова М. Ю. Лингвистическая и коммуникативная специфика односоставных предложений // Актуальные исследования. 2022. № 17 (96). С. 47–51. EDN: NITWDL
12. Лам Н. Ш. Русские пословицы и поговорки как лингводидактический материал на уроках РКИ // Актуальные проблемы лингвиcтики и литературоведения : сборник материалов VII (XXI) Международной научно-практической конференции молодых ученых, 16–18 апреля 2020 года. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. Вып. 21. С. 240–243.
13. Лагузова Е. Н., Мельникова Е. М. Изучение активных процессов в синтаксисе в школьном курсе русского языка // Филологический класс. 2021. Т. 26, № 1. С. 281–292. DOI 10.51762/1FK-2021-26-01-24. EDN: OZQYBM (Scopus, WoS).
14. Шмелева Т. В. Русский синтаксис: подходы и перспективы // Профессорский журнал. Серия: Русский язык и литература. 2023. № 1. С. 2–7. DOI 10.18572/2687-0339-2023-1-2-7. EDN: NCHKBP
15. Южакова Ю. А. К вопросу о синтаксической синонимии и парадигме предложения // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2020. Вып. № 2 (март). С. 26–32. DOI 10.20339/PhS.2-20.026. EDN: MLZVJJ (WoS).