Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 2 (180) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.002
УДК: 373
ББК: Ч426.223
Н. А. Антонова ORCID
Преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. В статье основное внимание уделяется формированию читательской грамотности при обучении физике в основной школе. Работа с текстом физического содержания дает возможность не только сформировать читательскую грамотность, но и побуждает обучающихся к стимулированию читательского интереса. Цель статьи — выявить особенности методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе.

Материалы и методы. В статье нашли отражение результаты анализа и интерпретации научно-методической литературы по проблеме исследования. Исследование также опирается на обобщение опыта практической деятельности автора в качестве учителя физики в основной школе. Дается определение понятию «формирование читательской грамотности при обучении физике». Описывается разработанная авторская методика формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе, содержащая нормативно-целевой, методологический, содержательный, организационный, технологический и оценочно-результативный блоки. Выделены виды деятельности обучающихся, способствующие формированию читательской грамотности. Методика формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе включает в себя приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; этапы стимулирования читательского интереса обучающихся при обучении физике в основной школе.

Результаты. Проверка разработанной нами методики осуществлялась на протяжении трех лет в основной школе. Проанализирована динамика сформированности деятельностного, мотивационного и рефлексивного компонентов читательской грамотности у обучающихся. Наблюдается положительная динамика сформированости всех компонентов.

Обсуждение. Полученные результаты позволяют обосновать применение разработанной нами методики формирования читательской грамотности школьников при обучении физике в основной школе. Успешность формирования читательской грамотности определяется рядом факторов: мотивация через стимулирование читательского интереса, выбор оптимальных приемов, форм обучения, уверенность в рассуждениях, рефлексия через самоанализ и самооценку обучающихся.

Заключение. Реализация методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе позволила разработать дидактический материал для осуществления предтекстовой, текстовой, послетекстовой деятельности при выполнении заданий к текстам физического содержания на основе приемов, стимулирующих читательский интерес у обучающихся. Анализ результативности методики формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе позволил констатировать рост динамики сформированности всех компонентов и определить коэффициент результативности ηр= 1,4.

Ключевые слова

читательская грамотность; функциональная грамотность; занятия по физике; текст физического содержания; основная школа; методика формирования читательской грамотности

Основные положения

Основные положения:

– при обучении физике формирование читательской грамотности связано с понятийным аппаратом, графической информацией, таблицами, схемами, графиками, представленными в текстах физического содержания, и задания к нему;

– методика формирования читательской грамотности при обучении физике в основной школе включает в себя приемы и формы организации учебных занятий; использование текстов физического содержания и заданий к ним; стимулирование читательского интереса;

– наблюдается положительная динамика основных показателей сформированности компонентов читательской грамотности (мотивационный, деятельностный, рефлексивный).

Цитировать публикацию

Антонова, Н. А.  ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Н. А. Антонова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  2 (180). — С. 38-57. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.002.

Библиографический список

1. Ковалева Г. С., Колачев Н. И. Функциональность проекта «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 2, № S1 (90). С. 9–32. DOI 10.24412/2224-0772-2023-90-9-32. EDN: TLITNZ

2. Цукерман Г. А.,  Ковалева Г. С., Кузнецова М. И. Становление читательской грамотности, или Новые похождения Тяни-Толкая // Вопросы образования. 2015. № 1. С. 284–300. DOI 10.17323/1814-9545-2015-1-284-300. EDN: TOEWKZ (Scopus, WoS CC).

3. Величко А. Н., Рыбакова Т. В. Условия формирования функциональной грамотности и раскрытие творческого потенциала ученика в процессе обучения физике // Философия образования. 2020. Т. 20, № 3. С. 220–238. DOI 10.15293/1812-9463.2103.08. EDN: WLGSBX

4. Моргачева Н. В., Щербатых С. В., Сотникова Е. Б. Оценка и анализ уровня естественно-научной грамотности студентов // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 66–84. DOI 10.32744/pse.2023.2.4. EDN DTCAUT (Scopus).

5. Лебедева М. Ю. Стратегии работы с цифровым текстом для решения учебных читательских задач: исследование методом вербальных протоколов // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 244–270. DOI 10.17323/1814-9545-2022-1-244-270. EDN: LFMROA (Scopus, WoS).