Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 2 (180) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.011
УДК: 37.013
ББК: 74.00
А. Е. Причинин ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики технологического и профессионального образования, Удмуртский государственный университет, г. Ижевск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. С. Цилицкий ORCID
Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ОТСРОЧЕННОСТЬ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Аннотация

Введение. Появление рисков опережает их снижение. Увеличивающаяся рискогенность и неустойчивость развития общества приводят к снижению устойчивости развития общества, наступлению «эпохи отсутствия  безопасности». Категория «риск» становится объектом исследований в разных областях и приобретает статус общенаучного понятия. Система образования, являясь неотъемлемой частью общества, также испытывает влияние ускоряющихся трансформаций. Одним из ответов со стороны системы образования на увеличивающуюся рискогенность общественного развития являются образовательные проекты, которые выступают одним из основных механизмов достижения стратегических целей развития отечественной системы образования. В статье показано, что в методологии управления образовательными проектами отсроченности рисков уделяется недостаточное внимание. Предпринята попытка выделить факторы отсроченности рисков образовательных проектов и рассмотреть феномен отсроченности рисков образовательных проектов как педагогическую проблему. Целью данной статьи является определение факторов, актуализирующих феномен отсроченности рисков образовательных проектов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме управления рисками образовательных проектов, а также методами рефлексивной проблематизации, синтеза и моделирования.

Результаты. Как показало исследование, в методологии управления образовательными проектами отсроченности рисков уделяется недостаточное внимание. Результаты исследования позволили выделить основные факторы, актуализирующие необходимость изучения и управления отсроченностью рисков образовательных проектов и определяющие проблематику феномена отсроченных рисков. Исследование показало, что к таким факторам относятся: отсроченные риски и их последствия суммируются, вследствие чего идентификация причин таких рисков осложняется; наличие временного интервала между событием, вызвавшим причину риска и последствиями такого риска; подверженность субъектов образовательного проекта множеству когнитивных искажений; изменение компрессивности отсроченного риска; изменение уровня приемлемости риска во времени; инерционность образовательной системы и управляющих воздействий; концентрирование управляющей системы на текущих рисках и последствиях, нежели на отсроченных рисках, которые проявляются после завершения образовательного проекта.

Обсуждение. Подчеркивается, что рассмотрение отсроченности рисков образовательных проектов как педагогической проблемы требует дальнейших исследований, поскольку результаты масштабных образовательных проектов, реализующихся в настоящее время в нашей стране, будут актуализироваться через несколько лет.

Заключение. Рассмотрение отсроченности рисков как педагогической проблемы может актуализировать дальнейшие исследования и снизить объем и масштаб последствий отсроченных рисков образовательных проектов. Рассмотрение и дальнейшие исследования отроченности рисков образовательных проектов могут способствовать переосмыслению методологических оснований, стратегий и политик при создании и управлении образовательными проектами, карт и методик оценки результатов образовательных проектов и повышению качества принятия управленческих решений в этой области.

Ключевые слова

образовательный проект, отсроченность риска, факторы отсроченности риска, педагогическая проблема

Основные положения

Основные положения:

– обоснована необходимость изучения феномена отсроченности рисков образовательных проектов как педагогической проблемы;

–  определены факторы, актуализирующие рассмотрение феномена отсроченности рисков образовательных проектов в качестве педагогической проблемы;

– представлены различные формы отсроченности рисков образовательных проектов.

Цитировать публикацию

Причинин, А. Е.  ОТСРОЧЕННОСТЬ РИСКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА [Текст] / А. Е. Причинин, В. С. Цилицкий , // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  2 (180). — С. 220-244. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.011.

Библиографический список

1. Иванов О. Б. Глобальные риски и новые вызовы человеческой цивилизации // ЭТАП: Экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 2. С. 7–20. DOI 10.24411/2071-6435-2020-10009. EDN: FJKUFU

2. Уроки пандемии: анализ опыта перехода на онлайн- преподавание в средней школе / Е. А. Аленина [и др.] // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27, № 6. С. 84–101. DOI 10.17759/pse.2022270607. EDN: ZQRRUQ (Scopus, WoS, RSCI).

3. Сорокова М. Г., Одинцова М. А., Радчикова Н. П. Оценка цифровых образовательных технологий преподавателями вузов // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28, № 1. С. 25–39. DOI 10.17759/pse.2023280101. EDN: CPXUCL (Scopus, WoS, RSCI).

4. Константинова Л. В., Титова Е. С., Петров А. М., Троска З. А., Никонова О. Д. Смена векторов международного сотрудничества российских вузов в условиях новой геополитической ситуации // Интеграция образования. 2023. Т. 27, № 4 (113). С. 554-573. DOI 10.15507/1991-9468.113.027.202304.554-573. EDN: GABNLZ (Scopus).

5. Цифровая грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств детьми / Ю. В. Кузьмина [и др.] // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28, № 4. С. 81–97. DOI 10.17759/pse.2023280405. EDN: CTWJKE (Scopus, WoS, RSCI).

6. Nauryzbayeva E.K., Bezhina V.V., Pchelkina T.R., Brimzhanova K.S., Brimzhanova S.S. (2022), “Stakeholder involvement in the curricula modernisation through a virtual foresight laboratory”, Education and Science Journal, vol. 24, no. 7, pp. 191–214. DOI 10.17853/1994-5639-2022-7-191-214. EDN: MKIKKD (Scopus, WoS).

7. Гибридное обучение: российская и зарубежная практика / К. А. Баранников [и др.] // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 33–69. DOI 10.17323/1814-9545-2023-2-33-69. EDN: SBPTHD (Scopus, WoS, RSCI).

8. Киселева О. Г. Организационные формы и методы преодоления педагогических рисков управления инновационной площадкой в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 5. С. 7–19. DOI 10.15293/1813-4718.2005.01. EDN: SDFIQN

9. Пинчук А. Н., Карепова С. Г., Тихомиров Д. А. Транспрофессиональное образование в студенческом дискурсе: востребованность, ожидания, риски // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 3. С. 184–220. DOI 10.17853/1994-5639-2022-3-184-220. EDN: FDITNJ (Scopus, WoS, ERIH PLUS).

10. Национальные проекты и программы в сфере образования в России: осведомлённость и ожидания участников образовательного процесса / Е. А. Каменева [и др.] // Перспективы науки и образования. 2023. № 6 (66). С. 689–706. DOI 10.32744/pse.2023.6.40. EDN: LQDPHR (Scopus).

11. Бажанов В. А., Гондаренко М. В. Проблема когнитивных искажений при оценке рисков и принятии инновационных решений // Ценности и смыслы. 2012. № 5 (21). С. 77–91. EDN: PHGGTB

12. Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 4. С. 31–42. (Scopus, WoS, RSCI).