Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,469

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2024 № 2 (180) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.001
УДК: 37.02 : 53 (045)
ББК: 74.262.23
Х. Х. Абушкин ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, информационных технологий и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А. А. Харитонова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, информационных технологий и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В. В. Карпунин ORCID
Доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики, информационных технологий и методик обучения, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация

Введение. Реализация принципа политехнизма в современных условиях приобретает важное значение в связи с необходимостью выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) сформировать у обучающихся систему естественнонаучных знаний, методов познания и мотивации к будущей профессиональной деятельности по специальностям физико-технического профиля (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413 : в ред. с изм. от 12 августа 2022 года № 732). Цель исследования — выявить природу, содержание и функции политехнических знаний, которыми должны овладеть обучающиеся средней общеобразовательной школы и установить их взаимосвязь с естественнонаучными знаниями, выявить основные направления реализации.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются научные труды ученых о политехническом образовании. В ходе исследования использовался гносеологический подход, проводился анализ дидактической и методической литературы, применялся сравнительный анализ исследуемой проблемы, аналогия и обобщение.

Результаты. Нами выделены признаки политехнических знаний: знание физических основ устройства и принципа действия машин и механизмов, орудий труда и производственных процессов, которые обладают свойством обобщения и переноса. Показано, что эти знания формируются в процессе усвоения основных структурных элементов научных знаний (законов, явлений, процессов, понятий); они динамичны и могут изменяться по мере развития науки и средств производства; они метапредметны и междициплинарны.

Обсуждение. Определены и представлены основные направления реализации принципа политехнизма: развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций, в том числе на основе создания современных инновационных площадок, таких как точки роста, профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и среднего профессионального образования; слияние теоретических знаний с практико-ориентированным обучением; формирование междисциплинарного, технического и метапредметного мышления.

Заключение. Политехнизм является дидактическим принципом, обеспечивающим устранение главного противоречия слияния теоретических знаний с применением в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Он оказывает огромное влияние на отбор содержания дисциплин естественно-научного цикла и позволяет формировать междисциплинарное и метапредметное мышление обучающихся. Реализация принципа политехнизма в обучении позволяет повысить качество естественнонаучного образования и политехническую грамотность обучающихся, обеспечивает решение задачи профессиональной ориентации подрастающего поколения, тем самым способствует всестороннему развитию выпускников общеобразовательных школ.

Ключевые слова

принцип политехнизма; естественнонаучные знания; политехнические знания; физические законы; физические понятия; тепловые двигатели

Основные положения

Основные положения:

– политехнические знания динамичны и могут изменяться по мере развития науки и средств производства, формируются в процессе усвоения основных структурных элементов научных знаний, метапредметны и междисциплинарны;

– основные направления реализации принципа политехнизма: развитие материально-технической базы общеобразовательных организаций; использование современных инновационных площадок (технопарк, кванториум, точка роста) для организации проектно-исследовательской деятельности; профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ и среднего профессионального образования;

– функции политехнизма: слияние теоретических знаний с практико-ориентированным обучением и формирование междисциплинарного, технического и метапредметного мышления.

Цитировать публикацию

Абушкин, Х. Х.  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИТЕХНИЗМА В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ [Текст] / Х. Х. Абушкин, А. А. Харитонова, В. В. Карпунин, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2024. — №  2 (180). — С. 7-37. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.001.

Библиографический список

1. Жданов, В. Г. Политехнизм как базовая дидактическая категория / В. Г. Жданов // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1 (13). С. 218–222. EDN KZPBTT

2. Богуславский М. В., Занаев С. З. Развитие М. Н. Скаткиным основ общего и политехнического образования // Народное образование. 2021. № 1 (1484). С. 165–174. EDN UZLBPO

3. Никольская Г. Н., Занаев С. З. Вклад П. Р. Атутова в развитие всеобщего политехнического образования // Проблемы современного образования. 2021. № 4. С. 92–106. DOI 10.31862/2218-8711-2021-4-92-106. EDN CPMWPA

4. Кудряшов В. И. Техническое моделирование и конструирование на уроках физики с использованием комплекта по робототехнике // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 126–129. DOI 10.26140/anip-2020-0902-0028. EDN GGFQDQ

5. Радулович Б., Стоянович М. Эффективность преподавания физики через призму субъективной оценки умственных усилий учащихся (пер. с англ.) // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 152–175. DOI 10.17323/1814-9545-2019-3-152-175. EDN EYEAIL. (Scopus, WoS(ESCI)).

6. Ильин И. В., Ильин В. В. Адаптивная модель подготовки студентов направления «Педагогическое образование» реализации политехнической направленности обучения в курсе информатики // Педагогическое образование в России. 2019. № 8. С. 85–93. DOI 10.26170/po19-08-11. EDN FCOSQK.

7. Искандеров, Н. Ф., Уварова Е. Е. Политехнические знания обучающихся в школьном курсе физики // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 5-4 (107). С. 142–145. DOI 10.23670/IRJ.2021.107.5.130. EDN EFNPKK

8. Ефимова Н. В., Шилкова Т. В., Семенова М. В. Использование ресурсов Технопарка универсальных педагогических компетенций в образовательном процессе педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 5. С. 53. DOI 10.17513/spno.32942. EDN ITLGAG.

9. Развитие образовательной робототехники: проблемы и перспективы / С. А. Зайцева [и др.] // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 2. С. 84–115. DOI 10.17853/1994-5639-2022-2-84-115. EDN SGILVL (Scopus, WoS(ESCI)).