Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Данная статья выполнена в русле относительно новой научной дисциплины — педагогической рискологии, изучающей природу педагогических рисков и управления ими, модели профессионального поведения педагога в ситуации, требующей осуществления педагогического выбора. Основные положения управления педагогическими рисками с полным основанием могут быть экстраполированы на профессиональную деятельность учителя иностранного языка, которая по ряду причин находится в зоне особого риска. Отсюда следует необходимость развития у будущего учителя иностранного языка рискологической компетенции, обеспечивающей принятие верного педагогического решения в обстановке неопределенности.
Материалы и методы. Основными методами настоящего исследования являются анализ и обобщение управленческой и психолого-педагогической литературы по проблемам профессиональных рисков в педагогике и образовании, а также специфики профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка. Кроме того, проведено анкетирование студентов старших курсов факультета иностранных языков и факультета подготовки учителей начальных классов, обучающихся по программе «Начальное образование. Английский язык», а также собеседования с целью выявления у них рискологической компетенции.
Результаты. В статье описаны факторы, детерминирующие рискологический потенциал профессиональной деятельности учителя иностранного языка, определены составляющие его рискологической компетенции. Представлены результаты анкетирования студентов старших курсов, свидетельствующие об уровнях сформированности у них рискологической компетенции.
Обсуждение. Значимое совпадение перечня профессиональных рисков, составленного студентами, с представлениями преподавателей о потенциальных рисках педагогической деятельности учителя иностранного языка свидетельствует о наличии общего для всех профессионального сознания. Рискологическая подготовка будущих учителей иностранного языка осуществляется в единстве теоретического и практического обучения, а также рефлексии и критического анализа их производственной практики.
Заключение. Репертуар педагогических рисков учителя иностранного языка включает общепрофессиональные риски, характерные для педагогической деятельности учителей, преподающих другие дисциплины, однако имеет определенную специфику, обусловленную природой коммуникативной деятельности на иностранном языке. Профессиональная подготовка будущего учителя иностранного языка в педагогическом вузе должна включать формирование рискологической компетенции, направленной на принятие оптимальных педагогических решений.
риск; рискология; профессиональный риск; педагогический риск; педагогический риск учителя иностранного языка; рискологическая подготовка будущего учителя; педагогический вуз; теория и методика профессионального образования
Основные положения:
– педагогическая деятельность учителя иностранного языка находится в зоне особого профессионального риска, что подразумевает необходимость нейтрализации негативных последствий рисков и стимуляцию позитивных;
– рискологическая компетенция будущего учителя иностранного языка предполагает прогнозирование и идентификацию возможных педагогических рисков в иноязычном образовательном процессе, определение их источников и выбор способа профилактики или нейтрализации.
Никитина, Е. Ю. РИСКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА [Текст] / Е. Ю. Никитина, О. Ю. Афанасьева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2024. — № 2 (180). — С. 200-219. — DOI: 10.25588/CSPU.2024.180.2.010.
1. Курбаниязова З. К. Риски в педагогической деятельности и подготовка будущих учителей к управлению ими // Образование и инновационные исследования. 2022. № 12.3. C. 149–157.
2. Тетюева К. С. Риски информационного влияния: психолого- педагогический ракурс // Языковая компетентность: методические аспекты практико-ориентированного образования : сборник научных статей II Международной научно-методической конференции, 27–30 апреля 2020 года. Могилев : Учреждение образования «Могилевский институт Министерства внутренних дел Республики Беларусь», 2020. С. 202‒206. EDN: XOGXWB
3. Асхадуллина Н. Н., Минахметова А. З., Леденева А. В. Риск-ориентированное мышление педагога в цифровом образовании // Педагогическое образование: новые вызовы и цели : сборник научных трудов VII Международного форума по педагогическому образованию, Казань, 26–28 мая 2021 года. Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. Ч. I. С. 62-67. EDN BVOVBD
4. Осипова О. П., Савенкова Е. В., Шклярова О. А. Педагогические риски в профессиональной деятельности педагогов в условиях организации электронного обучения // Проблемы современного образования. 2022. № 3. С. 164–176. DOI 10.31862/2218-8711-2022-3-164-176. EDN: GNIYBA
5. Тулегенова А. Г. Эмоциональное выгорание как один из рисков педагогической карьеры // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2013. Том 26 (65), № 2. С. 151–169.
6. Янова Н. Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 189–197. EDN CXETSS
7. Руднева Т. И. Педагогические риски в образовании — новая социальная реальность // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 4 (216). С. 71–75. DOI 10.25198/1814-6457-216-71. EDN: YNAAIX
8. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Ильина Н. Ф., Бидус И. А. Готовность будущих учителей к работе в школе: обзор теоретических и эмпирических исследований // Образование и наука. 2024. Т. 26, № 2. С. 59–96. DOI 10.17853/1994-5639-2024-2-60-96. EDN: QPRSUH (Scopus, WoS, ERIH PLUS).
9. Беляева М. А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11, С.16–23. EDN: TJALRN
10. Капичников А. И., Капичникова О. Б., Куленкова Н. А. Характеристики и виды педагогических рисков // Аграрная наука и образование: проблемы и перспективы : cборник статей Национальной научно-практической конференции, Саратов, 14–17 февраля 2023 года. Саратов : ФГБОУ ВО Вавиловский университет, 2023. С. 258–264. EDN REXVLV.
11. Askhadullina N.N., Vishnyakova I.V., Aminova G.A.-B., Safargaliev E.R. & Hamatgaleeva G.A. (2021), “The search of alternative ways for professional training of future teachers to the innovation-related risks”, International Journal of Learning and Change, vol. 13, no. 6, pp. 674–685. DOI 10.1504/IJLC.2021.118508. EDN: LQFFTY (Scopus, EconBiz, Inspec).
12. Суриков Ю. Н. «Теория рисков» как методологическая основа инновационного подхода в управлении образовательным учреждением // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2020. № 4 (45). С. 14–18. DOI 10.37386/2413-4481-2020-4-14-18. EDN: NPHNWJ
13. Дежина И. Г., Ефимова Г. З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 28–39. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-3-28-39. EDN: NLEMEK (Scopus).
14. Лызь Н. А., Лызь А. Е. Риски педагогических инноваций в высшем образовании // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 50–57. EDN: SHQLLL (Scopus).