Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена проблеме профессионального становления и развития педагога, важнейшей составляющей которой является эмпатийная подготовка. В статье проведен анализ особенностей эмпатийной подготовки магистрантов педагогических вузов в рамках современного образовательного процесса. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза. Практическая значимость результатов исследования может служить инструментом организации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: историко-педагогический анализ, теоретико-методологический анализ, прогнозирование и перспективное планирование; эмпирические методы: анализ, эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг, экспертиза, квалиметрические методы, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.
Результаты. Разработана компетентностная модель, способствующая созданию условий для организации эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, интерактивных технологий, тренингов, включающих соответствующие модули обучения; выявлены и описаны эффективные технологии эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза.
Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является сформированность эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация компетентностной модели эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза будет способствовать формированию и развитию эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза, что будет способствовать более эффективной организации воспитательноговлияния.
эмпатия, симпатия, сострадание, педагогическая эмпатия, эмпатийная компетенция, эмпатийная компетентность, эмпатийная подготовка магистрантов педвуза
• Определены составляющие педагогической эмпатии.
• Разработана компетентностная модель, способствующая формированию эимпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.
• Выявлены условия, способствующие формированию эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.
• Представлены интерактивные технологии формирования эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.
Шкитина, Н.С. Формирование эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, М.В. Циулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 2. — С. 173-181. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.18.
- Beres D., Arloy J. (1988) Fantasy and Identification in Empathy. The psychoanalytic quarterly. Vol. XLII, 1, 305–337.
- Kohut H. (1984) How Does Analysis Cure? The University Chicago Press, 1984.
- Rogers C.A. (1980) Way of Being. Boston: Houghton Miffin, 1980.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 61–68.
- Buie D.H. (1981) Empathy: its Nature and Limitations. Journal American Psychoanalytic Association. 281–307.
- Саrrol J.B. (1963) A Model of School Learning. Teachers College Record. 723–730.
- Jacobs T.J. (1992) Isakover’s Ideas of the Analytic Instrument and Contemporary Views of Analytic Listening. Journal of Clinical Psychoanalysis. Vol. 1, 2, 237–241.
- Isakover O. (1992) Problems of Supervision. Journal of Clinical Psychoanalysis. Vol. 1, 2, 162–170.
- Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж. Иган // Практическая психология и психоанализ. – 2000. – № 2. – С. 24–31.
- Шкитина, Н.С. Эмпатийная составляющая профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 113–118.
- Юдина, Т.О. Эмпатия и мораль: место встречи (обзор зарубежных исследований) [Текст] / Т.О. Юдина // Шаги-Steps. – 2016. – Т. 3. – № 1. – С. 28–39.
- Агавелян, Р.О. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности [Текст]: монография / Р.О. Агавелян, Д.К. Войтюк. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2013. – 217 с.
- Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / Х. Кохут // Антология современного психоанализа. Т. 1 / под ред. А.В. Россохина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2000. – 315 с.
- Лукьянцева, Д.Н. Личностная суверенность и эмпатия в структуре личности педагога [Текст] / Д.Н. Лукьянцева, А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 5. – № 2. – С. 040–042.
- Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. – 128 с.
- Greenberg L.S. and Elliot R. (1999) Varieties of Emphatic Responding. Directions in Psychotherapy. Edited by A.C. Bozarth and L.S. Greenberg. 95–103.
- Варшавская, Н.Е. Эмпатия в структуре педагогической направленности [Текст] / Н.Е. Варшавская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 4(8). – С. 120–122.
- Курбанова, З.Б. Эмпатия как профессионально важное качество личности педагога [Текст] / З.Б. Курбанова // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 2. – № 60. – С. 412–415.
- Пальчиков, М.А. Эмпатия как инструмент повышения эффективности педагогической деятельности [Текст] / М.А. Пальчиков // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 4 (9). – С. 369–271.
- Санникова, А.Ю. Эмпатия – эффективный инструмент общения [Текст] / А.Ю. Санникова, В.П. Лаврова // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2017. – Т. 6. – С. 246–248.
- Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
- Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции [Текст] / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 112 с.
- Алдер, Г. Технология НЛП [Текст] / Г. Алдер. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
- Gnatyshina E. V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 March 2018).