Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.18
УДК: 378.937:152.8
ББК: 74.480.26:88.411
Н.С. Шкитина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н.С. Касаткина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Е.Ю. Немудрая ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
М.В. Циулина ORCID
доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Формирование эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме профессионального становления и развития педагога, важнейшей составляющей которой является эмпатийная подготовка. В статье проведен анализ особенностей эмпатийной подготовки магистрантов педагогических вузов в рамках современного образовательного процесса. Цель статьи – обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза. Практическая значимость результатов исследования может служить инструментом организации профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретические методы: историко-педагогический анализ, теоретико-методологический анализ, прогнозирование и перспективное планирование; эмпирические методы: анализ, эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, рейтинг, экспертиза, квалиметрические методы, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез.

Результаты. Разработана компетентностная модель, способствующая созданию условий для организации эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза; авторами представлена характеристика основных компонентов модели, интерактивных технологий, тренингов, включающих соответствующие модули обучения; выявлены и описаны эффективные технологии эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью проекта является сформированность эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация компетентностной модели эмпатийной подготовки магистрантов педагогического вуза будет способствовать формированию и развитию эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза, что будет способствовать более эффективной организации воспитательноговлияния.

Ключевые слова

эмпатия, симпатия, сострадание, педагогическая эмпатия, эмпатийная компетенция, эмпатийная компетентность, эмпатийная подготовка магистрантов педвуза

Основные положения

• Определены составляющие педагогической эмпатии.

• Разработана компетентностная модель, способствующая формированию эимпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.

• Выявлены условия, способствующие формированию эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.

• Представлены интерактивные технологии формирования эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза.

Цитировать публикацию

Шкитина, Н.С.  Формирование эмпатийной компетентности магистрантов педагогического вуза в контексте интерактивных методов обучения [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, М.В. Циулина, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 173-181. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.18.

Библиографический список
  1. Beres D., Arloy J. (1988) Fantasy and Identification in Empathy. The psychoanalytic quarterly. Vol. XLII, 1, 305–337.
  2. Kohut H. (1984) How Does Analysis Cure? The University Chicago Press, 1984.
  3. Rogers C.A. (1980) Way of Being. Boston: Houghton Miffin, 1980.
  4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 1993. – № 4. – С. 61–68.
  5. Buie D.H. (1981) Empathy: its Nature and Limitations. Journal American Psychoanalytic Association. 281–307.
  6. Саrrol J.B. (1963) A Model of School Learning. Teachers College Record. 723–730.
  7. Jacobs T.J. (1992) Isakover’s Ideas of the Analytic Instrument and Contemporary Views of Analytic Listening. Journal of Clinical Psychoanalysis. Vol. 1, 2, 237–241.
  8. Isakover O. (1992) Problems of Supervision. Journal of Clinical Psychoanalysis. Vol. 1, 2, 162–170.
  9. Иган, Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж. Иган // Практическая психология и психоанализ. – 2000. – № 2. – С. 24–31.
  10. Шкитина, Н.С. Эмпатийная составляющая профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 6. – С. 113–118.
  11. Юдина, Т.О. Эмпатия и мораль: место встречи (обзор зарубежных исследований) [Текст] / Т.О. Юдина // Шаги-Steps. – 2016. – Т. 3. – № 1. – С. 28–39.
  12. Агавелян, Р.О. Готовность к деятельности психолога: рефлексивная активность личности [Текст]: монография / Р.О. Агавелян, Д.К. Войтюк. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2013. – 217 с.
  13. Кохут, Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] / Х. Кохут // Антология современного психоанализа. Т. 1 / под ред. А.В. Россохина. – М.: Ин-т психологии РАН, 2000. – 315 с.
  14. Лукьянцева, Д.Н. Личностная суверенность и эмпатия в структуре личности педагога [Текст] / Д.Н. Лукьянцева, А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Уральский научный вестник. – 2017. – Т. 5. – № 2. – С. 040–042.
  15. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. – 128 с.
  16. Greenberg L.S. and Elliot R. (1999) Varieties of Emphatic Responding. Directions in Psychotherapy. Edited by A.C. Bozarth and L.S. Greenberg. 95–103.
  17. Варшавская, Н.Е. Эмпатия в структуре педагогической направленности [Текст] / Н.Е. Варшавская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 4(8). – С. 120–122.
  18. Курбанова, З.Б. Эмпатия как профессионально важное качество личности педагога [Текст] / З.Б. Курбанова // NovaInfo.Ru. – 2017. – Т. 2. – № 60. – С. 412–415.
  19. Пальчиков, М.А. Эмпатия как инструмент повышения эффективности педагогической деятельности [Текст] / М.А. Пальчиков // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – № 4 (9). – С. 369–271.
  20. Санникова, А.Ю. Эмпатия – эффективный инструмент общения [Текст] / А.Ю. Санникова, В.П. Лаврова // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2017. – Т. 6. – С. 246–248.
  21. Яковлев, Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
  22. Суховершина, Ю.В. Тренинг коммуникативной компетенции [Текст] / Ю.В. Суховершина, Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 112 с.
  23. Алдер, Г. Технология НЛП [Текст] / Г. Алдер. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с.
  24. Gnatyshina E. V. (2017) Methods of the Evaluation of the Potential of the Region Pedagogical Universities on the Basis of Benchmarking. Espacios. 38 (25). Available from: http://www.revistaespacios.com/a17v38n25/17382502.html (Accessed 12 March 2018).