Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.08
УДК: 373.6:33(07)
ББК: 74.47:65р21
Т.С. Камаева ORCID
декан факультета среднего профессионального образования, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного универ-ситета, г. Орск, Оренбургская область, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Формирование у будущих экономистов среднего звена навыков владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией
Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность формирования критериального показателя уровневой сформированности информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена – владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией; представлен обзор основных направлений современных исследователей по проблеме формирования профессионально значимых и востребованных качеств будущего экономиста. Цель статьи – изложение авторского подхода к формированию информационно-аналитической компетентности экономиста среднего звена на основе анализа компонентов структурно-функциональной модели ее формирования на примере критериального показателя уровневой сформированности.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблемам формирования профессиональной компетентности, профессионально важных качеств и профессиональной грамотности обучающихся экономических специальностей, информационно-аналитической компетентности будущих экономистов; выявление комплекса методов, способов и инструментальных средств, которыми может пользоваться экономист в своей профессиональной деятельности при обращении с экономической информацией, а также диагностические методики, включающие анкетирование, тестирование, методы визуализации полученных данных. Выявлены и описаны наиболее эффективные средства, формы и методы организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся для формирования показателя – владение методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией, показана их взаимосвязь с этапами формирования и уровнями сформированности показателя.

Результаты. Наглядно представлены результаты формирующего эксперимента уровневой сформированности изучаемого критериального показателя.

Обсуждение. Подчеркивается, что результативностью применения предложенных средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся экономических специальностей в среднем профессиональном образовании для формирования требуемого уровня владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией является качественное изменение уровня сформированности показателя в экспериментальной группе.

Заключение. Делается вывод о том, что реализация структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности является необходимой и эффективной для формирования информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.

Ключевые слова

метод, инструментальное средство, экономическая информация, экономист среднего звена, информационно-аналитическая компетентность, структурно-функциональная модель формирования

Основные положения
  • Определен комплекс методов, способов и инструментальных средств обращения с экономической информацией будущего экономиста.
  • Описаны результаты применения структурно-функциональной модели формирования информационно-аналитической компетентности, предусматривающей реализацию этапов, применение средств, форм и методов организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся для формирования критериев и показателей уровневой сформированности информационно-аналитической компетентности будущего экономиста среднего звена.
Цитировать публикацию

Камаева, Т.С.  Формирование у будущих экономистов среднего звена навыков владения методами, способами и инструментальными средствами обращения с экономической информацией [Текст] / Т.С. Камаева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 79-90. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.08.

Библиографический список
  1. Аверина, О.И. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы [Текст] / О.И. Аверина, Н.Ф. Колесник, О.Н. Свешникова // Интеграция образования. – Т. 21. – № 3. – 2017 – С. 546–559. DOI: 10.15507/1991-9468.088.021.201703.546-562
  2. Голикова, С.С. Необходимость совершенствования системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров в Российской Федерации [Электронный ресурс] / С.С. Голикова // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. – 2017. – №15. – С. 736–742. – Режим доступа: http://alley-science.ru/sovremennye_napravleniya_obrazovaniya_i_pedagogiki__15__2017/ [Дата обращения: 12.03.2018].
  3. Хоружий, К.С. Профессиональная компетентность будущих экономистов: сущность и содержание [Электронный ресурс] / К.С. Хоружий // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16753. – [Дата обращения: 13.03.2018].
  4. Власюк, И.В. Принципы и методика формирования профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе среднего профессионального образования [Текст] / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Известия ВГПУ. –2014. – № 9 (94). – С. 123–129.
  5. Власюк, И.В. Профессиональная грамотность специалиста экономической сферы в системе среднего профессионального образования [Текст] / И.В. Власюк, А.Ф. Казакова // Среднее профессиональное образование. – 2017. – № 8. – С. 13–15.
  6. Казакова, А.Ф. Формирование профессиональной грамотности студента экономических специальностей в системе СПО [Электронный ресурс] / А.Ф. Казакова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12847 [Дата обращения: 11.03.2018].
  7. Алижанова, Х.А. Формирование экономических знаний будущих экономистов в профессиональном обучении [Текст] / Х.А. Алижанова, З.М. Мухидинов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. – 2015. – №2 (31). – С. 22–25.
  8. Богатенков, С.А. Проектирование информационной подготовки прикладных бакалавров [Текст]: монография / С.А. Богатенков, Е.А. Гнатышина; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. педагогический ун-т». – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. – 207 с.
  9. Савостьянова, И.Л. Проблемы соотношения наличия и востребованности информационных компетенций для профессиональной деятельности современного экономиста [Электронный ресурс] / И.Л. Савостьянова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10584. – [Дата обращения: 13.03.2018].
  10. Рыжова, Н.И. Структура информационно-аналитической компетентности специалиста экономического профиля на основе модели развития содержания обучения [Текст] / Н.И. Рыжова, В.И. Фомин // Известия Самарского научного центра РАН. – 2009. – № 4–2. – С. 358–361.
  11. Кошевая, О.П. Формирование информационно-аналитической компетентности будущих экономистов в вузах: технологический аспект [Текст] / О.П. Кошевая // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2013. – № 41. – С. 150–156.
  12. Надеждин, Е.Н. Информационная игровая среда для развития аналитических умений и креативных способностей будущих экономистов [Электронный ресурс] / Е.Н. Надеждин, И.В. Кретов // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 9. – С. 62–69. – Режим доступа: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11760. – [Дата обращения: 11.03.2018].
  13. Кочеткова, О.В. Формирование профессиональных компетенций экономистов средствами информационных технологий [Текст] / О.В. Кочеткова, А.Б. Кочетков // Образование, наука и производство. – 2014. – №1 (6). – С. 45–50.
  14. Яковлев, А.Е. Методы экономического анализа в работах современных экономистов [Текст] / А.Е. Яковлев, Г.К. Габдуллина // Вестник экономики, права и социологии – 2013. – № 3. – С. 103–107.
  15. Беляева, М.А. Этапы разработки интегрированной информационно-аналитической системы обработки экономической информации в организациях [Текст] / М.А. Беляева, О.К. Безотосова // Программные продукты и системы. – 2016. – № 3(115). – С. 142–147. DOI: 10.15827/0236-235X.115.142-148.
  16. Дрогобыцкий, И.Н. Системная кибернетизация организационного управления: [Текст]: монография / И.Н. Дрогобыцкий. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2018. – 333 с.
  17. Минченко, Л.В. Проблема коммуникаций при обработке информационных потоков [Электронный ресурс] / Л.В. Минченко, Н.П. Яковлева // Научный журнал НИУ ИТМО. – 2015. – № 4. – С. 270–278. – Режим доступа: http://economics.ihbt.ifmo.ru /ru/article/14296/problema_kommunikaciy_pri_obrabotke_informacionnyh_potokov.htm. – [Дата обращения: 13.03.2018].
  18. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Электронный ресурс]: монография / Г.В. Савицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 291 с. DOI: 10.12737/23374
  19. Сидорова, М. И. Роль информационных технологий в подготовке современного бухгалтера [Текст] / М. И. Сидорова // Бухгалтерский учет. – 2013. – № 8. – С. 123–125.
  20. Сидорова, М.И. Информационные технологии как неотъемлемый элемент современной модели бухгалтерского учета [Текст] / М.И. Сидорова // Учет. Анализ. Аудит. – 2015. – № 3. – С. 82–92.
  21. Тихомирова, О.Г. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ [Текст]: монография / О.Г. Тихомирова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 300 с.