Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.06
УДК: 378.14
ББК: 74.480.05
Т.А. Григорьева ORCID
аспирант кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
В.Н. Кормакова ORCID
доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ключевые аспекты педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов
Аннотация

Введение. В данной статье рассматривается проблема нравственно-правового самоопределения студентов, обоснована актуальность его развития у будущих специалистов таможенного дела. Описаны основные сущностные характеристики, а также специфика нравственного и правового самоопределения студентов, особенности их формирования посредством организованного педагогического сопровождения в условиях вуза.

Цель статьи: изучение ключевых аспектов педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов (на примере будущих специалистов таможенного дела).

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме развития нравственно-правового самоопределения студентов, а также анализ документации, обеспечивающий определение задач программы комплексного педагогического сопровождения.

Результаты. Разработана программа педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов (будущих специалистов таможенного дела) в условиях вуза, с учетом требований компетентностного подхода в образовательном процессе, включающая себя описание конкретных видов деятельности, осуществляемых по основным направлениям в учебном и воспитательном процессе. Выявлены цели, задачи программы, а также необходимые условия для ее реализации с ориентацией на выделенные компетенции и конкретные результаты в развитии составляющих нравственно-правового самоопределения студентов.

Обсуждение: подчеркивается, что достижение планируемых результатов в развитии нравственно-правового самоопределения студентов будут зависеть от комплексного и системного подхода в его организации, с опорой на принципы студенческого самоуправления и внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование программы педагогического сопровождения развития нравственно-правового самоопределения студентов должно опираться на данные глубокого теоретического анализа феномена «самоопределение», учитывать специфику его составляющих, в зависимости от будущей профессиональной деятельности, требований ФГОС и других документов, регламентирующих аспекты нравственно-правового поведения будущих специалистов таможенного дела.

Ключевые слова

самоопределение, нравственно-правовое самоопределение, специальность «таможенное дело», компетенции, педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность

Основные положения
  • Выделены сущностные характеристики понятия «самоопределение», конкретизированы составляющие, структура и условия формирования нравственно-правового самоопределения студентов (будущих специалистов таможенного дела).
  • На основе анализа теоретических источников сформулирована авторская трактовка понятия «нравственно-правовое самоопределение».
  • Разработаны основные направления педагогического сопровождения процесса нравственно-правового самоопределения студентов, дается обоснование факторов его эффективности.
Цитировать публикацию

Григорьева, Т.А.  Ключевые аспекты педагогического сопровождения нравственно-правового самоопределения студентов [Текст] / Т.А. Григорьева, В.Н. Кормакова, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 60-70. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.06.

Библиографический список
  1. Колесникова, А.А. Личностная зрелость в контексте профессиональной идентичности студентов разных специализаций [Текст] / А.А. Колесникова, Т.Х. Невструева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2 (51). – С. 293–296.
  2. Артюхина, Т.С. Развитие гражданского самосознания в процессе внеучебной деятельности студентов [Текст] / Т.С. Артюхина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2014. – № 4. – С. 29–34.
  3. Пашкевич, В.В. Нравственное самоопределение личности, психолого-педагогический аспект проблем и сущность процесса [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2010. ‒ № 2. – С. 29–32.
  4. Воробьева, А.Е. Стадии нравственного самоопределения молодежи [Текст] / А.Е. Воробьева, А.Б. Купрейченко // Проблемы нравственной и этической психологии в современной России. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2014. – С. 63–68.
  5. Журавлев, А.Л Психология нравственности как область психологического исследования [Текст] / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 3. – С. 4–14.
  6. Кипурова, С.Н Сущность профессионального самоопределения студента вуза [Текст ]/ С.Н. Кипурова, Д.В. Малий // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. – № 4-2. – С. 108–117.
  7. Мокроусова, Т.А. Профессиональное самоопределение студента в контексте формирования субъектной позиции [Текст] / Т.А. Мокроусова // Символ науки. – 2015. –№ 12-2. – С. 171–174.
  8. Борисова, Н.В. Тематическая научная сессия ИП РАН “Духовно-нравственное самоопределение личности в современном российском обществе» [Текст] / Н.В. Борисова, М.И. Воловикова // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38. – № 6. – С. 120–121.
  9. Плаксина, И.В. Воспитательное пространство как психолого-акмеологическое основание профессионального самоопределения [Текст] / И.В. Плаксина // Акмеология. ‒ 2014. ‒ № 1‒2. ‒ С. 183‒184.
  10. Сапожникова, Т.Н. Воспитание у молодежи социальной ответственности [Текст] / Т.Н. Сапожникова, М.И. Рожков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. ‒ 2013. ‒ Т. 18. ‒ № 1-1. ‒ С. 173‒176.
  11. Григорьева, Т.А. Нравственно-правовое самоопределение будущих специалистов таможенного дела в условиях современного вуза [Текст] / Т.А. Григорьева, В.Н. Кормакова // Мир современной науки. ‒ 2017. – № 6 (46). – С. 28–33.
  12. Николаева, А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности [Текст] / А.А. Николаева // Вестник практической психологии образованию. – 2014. – № 4 (29). ‒ С. 67–70.
  13. Белых, И.Л. К вопросу о структуре нравственного самоопределения молодежи [Текст] / И.Л. Белых // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. ‒ 2013. ‒ № 1. ‒ С. 187‒190.
  14. Купрейченко, А.Б. Специфика нравственного самоопределения [Текст] / А.Б. Купрейченко // Психология самоопределения личности и групп: история, современное состояние и тенденции развития: материалы Всероссийской научной конференции. Редколлегия: М.И. Воловикова, А.Б. Купрейченко, И.Н. Нурлыгаянов, В.Ф. Сафин. ‒ Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2013. ‒ С. 10‒14.
  15. Юшкова, К.В. Анализ понятия «профессионально-нравственное самоопределение будущего бакалавра» в психолого-педагогической литературе [Текст] / К.В. Юшкова // Предоставление возможностей для образования каждому: сравнение мировых перспектив. ‒ София: BCES Conference Books. ‒ 2016. ‒ С. 127‒134.
  16. Василов, С.И. Повышение эффективности труда работников таможенных служб на основе управления их профессиональным развитием [Текст] / С.И. Василов // Этносоциум и межнациональная культура. ‒ 2015. ‒ № 11 (89). ‒ С. 71‒77.
  17. Дмитриева, Е.Ю. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов [Текст] / Е.Ю. Дмитриева, Л.А. Полуянова // Балтийский гуманитарный журнал. ‒ 2017. ‒ Т. 6. ‒ № 4 (21). ‒ С. 305‒309.
  18. Пак, Л.Г Условия педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента [Текст] / Л.Г. Пак, М.П. Квадрициус //Проблемы современного педагогического образования. ‒ 2017. ‒ № 57-4. ‒ С. 152‒158.
  19. Варлушина, Е.Н. Актуальные проблемы педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования [Текст] / Е.Н. Варлушина // Новое слово в науке: перспективы развития. ‒ 2014. ‒ № 1 (1). ‒ С. 17‒18.
  20. Сиюткин, А.Г. Методические основания комплексного психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.Г. Сиюткин // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики. ‒ Казань: Агентство международных исследований, 2017. ‒ С. 43‒145.