Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием проектно-технологической культуры курсантов военных вузов. Представлена модель формирования рассматриваемого феномена. Значительное внимание уделяется раскрытию информационного насыщения ее компонентов. Проанализированы специфические принципы и свойства выстроенной модели. Выделены наиболее продуктивные формы учебной деятельности, направленные на формирование данного вида культуры. Цель статьи – разработка структурно-функциональной модели формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы, посвященной проблеме формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов; системно-структурный анализ.
Результаты и их обсуждение. Разработана и описана модель системы формирования проектно-технологической культуры, включающая вводно-целевой, теоретико-ориентирующий, организационно-деятельностный, результативно-оценочный компоненты, которые определяют требования к организации рассматриваемого процесса. Выявлены и описаны специфические принципы и свойства функционирования данной модели.
Заключение. Делается вывод о том, что реализация выстроенной педагогической модели будет способствовать формированию проектно-технологической культуры. А также будет создавать условия для развития личностного потенциала курсантов в проектно-технологической деятельности, что позволит повысить эффективность подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности.
проектно-технологическая культура, курсант, военный вуз, проектная деятельность, технология, проект, образовательный процесс
- Определены специфические свойства конструируемой модели.
- Разработана модель педагогической системы, способствующая формированию проектно-технологической системы, описаны ее компоненты.
- Выявлены принципы формирования педагогической модели.
Сафонов, И.А. Модель формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов [Текст] / И.А. Сафонов, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 2. — С. 148-156. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.15.
- Хайруллина, Э.Р. Технологическая культура как элемент общей культуры личности в трактовке ученых философов и педагогов [Текст] / Э.Р. Хайруллина, Н.К. Нуриев, Д.А. Крылов, В.А. Комелина // Вестник Казанского технологического. – 2014. – №11. – С. 260–263.
- Зеленков, М.Ю. О проблемах современного образовательного процесса в вузах Российской Федерации [Текст] / М.Ю. Зеленков, В.Е. Демьяненко // Инновации и инвестиции. – 2014. – №7. – С. 194–198.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст] / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
- Глинский, Б.А. Моделирование как метод научного исследования (Гносеологический анализ) [Текст] / Б.А. Глинский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. – 248 с.
- Михеев, В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике [Текст] / В.И. Михеев. – Изд. 4-е, доп. – М.: УРСС: Красанд, 2010. – 218 с. – (Сер. «Психология, педагогика, технология обучения»).
- Монахов, В.М. Проектирование системы методического обеспечения образовательных стандартов [Текст] / В.М. Монахов // Педагогика. – 2016. – № 3. – С. 17–25.
- Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии [Текст] / О.А. Остапенко. – М.: Народное образование, НИИ. школьных технологий, 2007. – 384 с.
- Штофф, В.А. Моделирование и философия [Текст] / В.А. Штофф. – М.: Наука, 1966. – 30 с.
- Сафонов, И.А. Методология изучения процесса формирования проектно-технологической культуры курсантов военных вузов [Текст] / И.А. Сафонов // Образование: традиции и инновации: материалы XIV международной научно-практической конференции. – Прага: World Press, 2017. – С. 226–231.
- Вакула, А.А. Модель формирования готовности к самообразованию курсантов в военном вузе [Электронный ресурс] / А.А. Вакула // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-6. – С. 1329–1335. – Режим доступа: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32541. – [Дата обращения: 23.02.2018].
- Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография [Текст] / под ред. Р.С. Бозиева, В.К. Пичугиной, В.В. Серикова. – М.: Планета, 2016. – 208 с.
- Яковлев, Е.В. Модель как результат моделирования педагогического процесса [Текст] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.
- Мелик-Гайказян, И. Моделирование образовательных систем: исследовательская программа [Текст] / И. Мелик-Гайказян // Высшее образование в России. – 2008. – № 9. – С. 89–94.
- Камалеева, А.Р. Системный подход в педагогике [Текст] / А.Р. Камалеева // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. –2015. – №3 (9). – С. 13–23.
- Русинова, С.А. Педагогическая диагностика развития личности в вузе [Текст] / С.А. Русинова // IN SITU. – 2016. – № 8. – С. 35–41.
- Сафонов, И.А. Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры [Текст] / И.А. Сафонов // Гуманитарные науки. – 2017. – № 3(39) – С. 138–144.
- Gertog G.A., Danilova V.V., Korneev D.N., Savchenkov A.V., Uvarina N.V. (2017) Professional identity for successful adaptation of students – a participatory approach. Rupkatna journal on interdisclinary studies in humanities. Vol. 9. 1, 301–311.
- Белов, М.В. Методология комплексной деятельности [Текст] / М.В. Белов, Д.А. Новиков. – М.: Ленанд, 2018. – 320 с.
- Бережная, И.Ф. Проектная деятельность студентов в процессе профессиональной подготовки [Текст] / И.Ф. Бережная // Среднее профессиональное образование. – 2013. – № 9. – С. 24–26.
- Цыплакова, С.А. Теоретические основы проектирования образовательных систем [Текст] / С.А. Цыплакова, М.Н. Гришанова, Е.А. Коровина, Н.М. Сомова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 1(14). – С. 131–133.