Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Введение. Статья посвящена изучению представлений о семье студентов педагогического вуза. Подчёркнута значимость проведённого исследования в реализации воспитательной работы со студентами педагогического вуза.
Материалы и методы. Дан анализ психолого-педагогической литературы по проблемам семьи. Представлены результаты эмпирического исследования, проведённого в 2009 г. и 2017 г. Цель исследования – выявить особенности представлений студентов о семье: об этапах развития семьи и распределении семейный ролей, выявить динамику этих представлений.
Методами исследования являются анализ научной литературы по проблемам семьи, а также диагностический метод, включающий анкетирование студентов педагогического университета, метод обработки данных.
Результаты и их обсуждение. Выявлены особенности представлений студентов о семье: об этапах развития семьи и распределении семейных ролей. Показана динамика представлений студентов о семье. Полученные нами результаты, с одной стороны, подтверждают исследования психологов по проблемам семьи, с другой стороны, наши результаты показывают изменения в представлениях современных студентов о семье.
Заключение. Делается вывод об особенностях представлений студентов о семье: этапах развития семьи и распределении семейный ролей. Показана динамика этих представлений. Подчёркнута значимость проведённого исследования в реализации воспитательной работы со студентами педагогического вуза, поскольку в недалёком будущем студенты сами будут выступать в качестве педагогов и воспитателей для обучающихся и формировать у своих учеников семейные ценности и представления.
семья, психологические подходы к исследованию семьи, системный подход, структурный подход, коммуникативный подход, семья как малая группа, представления студентов о семье, этапы развития семи, семейные роли, студенты педагогического вуза
- Выявлены особенности представлений студентов педагогического вуза об этапах развития семьи.
- Показаны особенности представлений студентов педагогического вуза о распределении семейных ролей.
- Представлена динамика представлений студентов о семье.
Бокуть, Е.Л. Представления о семье студентов педагогического университета [Текст] / Е.Л. Бокуть, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2018. — № 2. — С. 30-39. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.03.
- Варга, А.Я. Обучение студенческой молодёжи семейной психотерапии: проблемы и вызовы [Текст] / А.Я. Варга // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 ч. Российский университет дружбы народов; науч. ред. В.И. Казаренков. – М., 2015. – С. 182–186.
- Зверева, О.Л. Семья как фактор формирования ролевого поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.Л. Зверева // Детский сад: теория и практика. – 2017. – №1 (73). – С. 106–112.
- Реан, А.А. Семья в структуре ценностей молодёжи [Текст] / А.А. Реан // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14. – № 1. – С. 62–76.
- Реан, А.А. Подготовка к семейной жизни: проблемы и подходы к их решению [Текст] / А.А. Реан // Педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 5. – С. 18–24.
- Сысенко, В.А. Супружеские конфликты [Текст] / В.А. Сысенко. – М.: Мысль, 2011. – 176 с.
- Черняк, Е.М. Парадигмы исследования семьи [Текст] / Е.М. Черняк // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2011. – № 1. – С. 79–85.
- Шнейдер, Л.Б. Семейная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект, 2011. – 734 с.
- Шнейдер, Л.Б. Семейное воспитание [Текст] / Л.Б. Шнейдер // Известия Российской академии образования. – 2015. – № 2. – С. 65–72.
- Карабанова, О.А. Детско-родительские отношения и практика воспитания в семье: кросс-культурный аспект [Текст] / О.А. Карабанова // Современная зарубежная психология. – 2017. – Т. 6. – № 2. – С. 15–26.
- Лидерс, А.Г. Исследование представлений об особенностях родительского воспитания «глазами подростка» и «глазами родителя» [Текст] / А.Г. Лидерс, А.В. Катаев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2012. – Т. 14. – № 2-2. – С. 382–389.
- Бурмистрова, Е.А. Современная семья: психология отношений [Текст] / Е.А. Бурмистрова, М.Ю. Бурмистров. – М.: Дар, 2016. – 544 с.
- Желдак, И.М. Искусство быть семьёй [Текст] / И.М. Желдак. – М.: МП Леокс, 2012. – 230 с.
- Эйдемиллер, Э.Г. Клиническая психология и психотерапия семьи и детства: традиции и современность [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер // Психологическое здоровье. – 2015. – Т. 13. – № 2 (105). – С. 45–50.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования [Текст] / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2017. – 328 с.
- Дружинин, В.Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2011. – 176 с.
- Бокуть, Е.Л. Семья в структуре ценностей современных студентов [Электронный ресурс] / Е.Л. Бокуть, Е.В. Губина // Психологические проблемы смысла жизни и акмэ: электронный сборник 22 симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2017. – С. 267–270. – Режим доступа: http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXII-simpozium.pdf. –[Дата обращения: 07.12.2017].
- Бебчук, М.А. Помощь семье: психология решений и перемен [Текст] / М.А. Бебчук, Е.Б. Жуйкова. – М.: «Класс», 2015. – 312 с.
- Поспелова, Т.Г. Тенденции развития гендерной и семейной культуры [Текст] / Т.Г. Поспелова // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – Т. 206. – С. 143–154.
- Fiese Barbara H., Connell A., Doss B., Kaugars A.S., Rhoades G.K., Trentacosta C.J. (2017) Introduction to the special issue: Advances in methods and measurement in family psychology. Journal of Family Psychology. Vol. 31, Iss. 8, 969–971. Available from: http://psycnet.apa.org/record/2018-00265-001 (Accessed 07 December 2017).
- Lindell A.K., Campione-Barr N., Killoren S.E. (2017) Implications of parent–child relationships for emerging adults’ subjective feelings about adulthood. Jounal of Family Psychology. Vol. 31, Iss. 8, 810–820. Available from: http://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Ffam0000328 (Accessed 09 December 2017).