Вестник
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682
Импакт-фактор РИНЦ: 0.236

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2018 № 2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.07
УДК: 517. 11(07)
ББК: 22.122р20
М.М. Исакова ORCID
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры алгебры и дифференциальных уравнений, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Р.Г. Тлупова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Ф.А. Эржибова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
С.Х. Канкулова ORCID
преподаватель кафедры математических и общих естественнонаучных дисциплин колледжа информационных технологий и экономики, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
А.С. Ибрагим ORCID
магистр, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Российская Федерация)
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Применение аналитического метода при поиске решения задач
Аннотация

Введение. Уровень математического образования определяется шкалой восприятия и освоения пройденного материала. Рассмотрена целесообразность использования аналитического метода при решении текстовых и геометрических задач.

Материалы и методы. Аналитический метод решения задач во многом опирается на логику мышления. Как основной метод исследуется аналитический метод решения текстовых и геометрических задач, неразрывно связанный с синтетическим методом. Решение многих задач иногда можно решить, объединяя эти методы в аналитико-синтетический метод.

Результаты. Рассматриваются задания, соответствующие базовому и профильному  уровням единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор метода решения как текстовых, так и геометрических задач – процесс творческого познания.

Обсуждение. Основным пунктом при выборе метода решения задачи аналитическим способом является формулировка вопроса задания. Приступая к решению каждой задачи указанным методом, мы во главу действий ставим постановку вопроса задачи, характерную требованиям текста.

Заключение. Преимуществами рассмотренного метода являются совершенствование логического мышления учащихся, оттачивание навыков по самостоятельному определению способа поиска решения исходного вопроса. Самое широкое применение в решении различных заданий не только в задачах по математике, но и по физике, химии, географии, информатике отводится аналитическому методу.

Ключевые слова

анализ, синтез, задача, логика, аналитический метод решения, синтетический метод решения, аналитико-синтетический метод решения задач

Основные положения
  • рассмотрена целесообразность использования аналитического метода при решении текстовых и геометрических задач.
  • приведены аналоги задач, включённых в базу ЕГЭ, с решениями, основанными на аналитическом методе.
  • определены плюсы и минусы использования аналитического метода.
Цитировать публикацию

Исакова , М.М.  Применение аналитического метода при поиске решения задач [Текст] / М.М. Исакова , Р.Г. Тлупова, Ф.А. Эржибова , С.Х. Канкулова, А.С. Ибрагим, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2018. — №  2. — С. 71-79. — DOI: 10.25588/CSPU.2018.02.07.

Библиографический список
  1. Терентьева, Е.С. Развитие логического мышления посредством решения нестандартных задач [Текст] / Е.С. Терентьева, С.Н. Кабанова, И.Б. Фомичёва // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.) – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 17–20.
  2. Жафяров, А.Ж. Реализация технологии внедрения компетентного подхода в школьном курсе математики [Электронный ресурс] / А.Ж. Жафяров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 71–84. – Режим доступа: http://vestnik.nspu.ru/article/2363. [Дата обращения: 25.03.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1702.05
  3. Жафяров, А.Ж. Методология и технология внедрения компетентного подхода в математическом образовании [Электронный ресурс] / А.Ж. Жафяров // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 105–115. – Режим доступа:  http://vestnik.nspu.ru/article/1823. – [Дата обращения: 25.03.2018]. DOI: 10.15293/2226-3365.1603.10
  4. Пуанкаре, А. Математическое творчество [Текст] / А. Пуанкаре // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики: пер. с фр. – М.: Советское радио, 1970. – С. 135–145.
  5. Пойа, Д. Как решать задачу [Текст]: монография / Д. Пойа. – М.: Госучпедгиз, 1959. – 208 с.
  6. Василевский, А.Б. Обучение решению задач по математике [Текст]: монография / А.Б. Василевский. – Минск: Вышэйшая школа, 1988. – 256 с.
  7. Стефанова, Н.Л. Современная методика обучения математике и методическая подготовка учителя [Текст] / Н.Л. Стефанова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2012. – № 70. – С. 52–55.
  8. Цукерман, Г.А. Эффективность отечественного образования [Текст] / Г.А. Цукерман // Экономика образования. – 2010. – № 2. – С. 62–69.
  9. Саблина, О.М. О роли нестандартных задач в развитии логического мышления школьников [Текст] / О.М. Саблина // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 1280–1283.
  10. Капуза, А.В. Образовательные результаты и социальное неравенство в России. [Текст] / А.В. Капуза, Ю.Д. Керша, А.Б. Захаров, Т.Е. Хавенсон // Вопросы образования. – 2017. – № 4. – С. 10–36. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35
  11. Казачек, Н.А. Формирование аналитико-синтетической деятельности у школьников при изучении алгебры в условиях летней профильной школы [Текст] / Н.А. Казачек, Е.В. Эпова // Учёные записки Забайкальского гос. ун-та. Серия: Проф. обр., теория и методика. – 2014. – № 6. – С. 145–151.
  12. Бродский, И.Л. Сборник текстовых задач по математике для профильных классов [Текст]: 7–11 кл.  / И.Л. Бродский, А.М. Видус, А.Б. Коротаев. – М.: Аркти, 2004. – 137 с.
  13. Ерина, Т.М. Математика. Профильный уровень, практическое руководство / ЕГЭ 2018 [Текст] / Т.М. Ерина. – М.: УчПедГиз, 2018. – 352 с.
  14. Балл, Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект [Текст]: монография / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
  15. Фридман, Л.М. Как научить решать задачи [Текст]: монография / Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  16. Исакова, М.М. О синтетическом методе решения задач [Текст] / М.М. Исакова, Р.Г. Тлупова, С.Х. Канкулова, Ф.А. Эржибова, А.С. Ибрагим // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 108–117. DOI: 10.25588/CSPU.2018.01.11
  17. Ястребов, А.В.Методика преподавания математики: задачи [Текст]: учеб. пособие для академического бакалавриата. / А. В. Ястребов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 150 с. – (Серия: Образовательный процесс).
  18. Дрозина, В.В. Механизм творчества решения нестандартных задач [Текст]: учебное пособие / В.В. Дрозина, В.Л. Дильман. – 2-е изд. (эл.). – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 255 с.: ил. – (Математическое мышление).
  19. Исакова, М.М. Решение геометрических задач с нестандартными формулировками вопросов [Текст] / М.М. Исакова, Р.Г. Тлупова, А.С. Ибрагим // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 74–79.
  20. Исакова, М.М. Роль текстовых задач в развитии аналитического мышления учащихся старших классов [Текст] / М.М. Исакова, С.Х. Канкулова, Ф.А. Эржибова, Р.Г. Тлупова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 45–51.